Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


Из проповеди в Крестопоклонную неделю

Сегодня мы слушаем, в изложении Евангелиста Марка, слова Господа, которые являются одними из самых труднопонимаемых речений Спасителя, можно сказать, "камнем преткновения" для маловерующих. Вот они: "...Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет ("погубит", - стоит в славянском) душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её" (Мк, гл.8). Ключом к правильному пониманию этих слов является представление о "погибели души", поэтому надо разобрать, что подразумевается под душой и о какой гибели идёт речь. Выражение "душа" часто встречается в Писании, как Ветхого, так и Нового Завета. В данном контексте оно означает не что иное, как "жизнь" (вспомним, что эти слова произносятся Господом в ответ Петру, после того, как апостол услышал впервые о предстоящем унижении Господа и Его близкой смерти и стал прекословить (говоря иначе, призывать Учителя пожалеть Себя, Свою жизнь). Желание "сберечь душу" означает самосохранение, инстинкт самости и себялюбия. Следование этому инстинкту приводит человека к состоянию "потери самого себя", того высшего духовного начала, которое в нас заложено Создателем. Мы все боимся страданий и смерти, нам даже тяжело нудить себя на труд и добро. Легко только скатываться вниз. Даже в нашем языке это отражено: мы говорим "человек распущенный" , с негативизмом, о том, кто не умеет управлять своими эмоциями и желаниями. Мы, ВСЕ люди, независимо от нашей веры, не случайно различаем в себе возвышенное и низменное - потому что мы, после грехопадения Адама, живём по образу кентавров, в нас духовное соединено с земным, человеческое - с животным, божественное - с диавольским. Апостол Павел, особо горячо ревновавший о служении Господу, с ужасом обнаруживал в себе это раздвоение: "когда я хочу творить доброе, прилежит мне злое". 

Но только Христианская вера открывает нам глаза на причину этого раздвоения, этой нашей духовной болезни - "грехом одного в мир вошла смерть, потому что в Адаме мы все согрешили" (Рим. гл.8). Корень греха - смерть, наказание-ответ неразумному творению, покусившемуся по наущению диавола "быть как боги". Благодаря свидетельству Самого нашего Создателя, пришедшего к нам человеком и на нашем языке открывшего нам правду о нас самих, мы знаем, что источником зла является болезнь греха, самости, поразившая ВЕСЬ наш организм, "нашу душу". И тот вид себялюбия, о котором мы говорили выше - распущенность, угождение плоти - ещё не самое страшное проявление этой болезни, хотя тоже ужасное. Есть ещё более страшное проявление, духовное проявление зла - гордыня, самость, самоутверждение, желание "быть как боги". И если болевшие первым видом зла - блудницы и мытари - сознавали свою греховность, обращались с покаянием к Богу и получали исцеление, то люди, одержимые вторым, духовным видом зла - фарисеи и книжники - в своей гордыни отвергли Божие спасение от себя, больше того, распяли Его - покусились устранить Бога вообще. Дело в том, что источником этого настроения, "отцом зла" является сам Диавол, он сообщает свою энергию каждому, утверждающемуся в себе и противляющемуся Божией Любви. Сегодня власть зла приобрела особо изощрённые формы, теперь они, про кого сказал Иисус, "отец Ваш диавол", заправяют жизнью человечества и специально ввергают нас, особенно молодёжь, в бездну скотских грехов, потому что им УДОБНО УПРАВЛЯТЬ стадом скотоподобных двуногих. Своих же детей они воспитывают строго, оберегая от всякой распущенности, потому что сначала надо стать "господином над собой", а тогда - можно управлять и другими. Дух истинной веры, нравственной чистоты, зиждущейся на ДОВЕРИИ Божественной воле и Его любви, вызывает у них бешенство и ненависть, и они старательно пытаются уничтожить церковь Христову на земле. 

В этих же разбираемых нами словах Сын Божий указывает нам ЛЕКАРСТВО от греха: "кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её". Это путь святых - отречение от своей воли, смирение. Нам надо учиться у них отвергаться собственных планов на жизнь, учиться следовать воле Божией. Тайна святых состоит в том, что через старание исполнять заповеди Божии они постепенно научаются живому чувству Бога, начинают ощущать Его волю в своей жизни, её повседневном потоке. Тогда наша недостаточность восполняется благодатию Божией, и она ведёт душу к Преображению во Христе. Этот путь  утверждён в самих церковных установлениях, он невозможен без смирения, без навыка послушания как основания всякой добродетели. Не случайно в Декалоге первой заповедью (из горизонтальных", обращённых на наши отношения с людьми), является заповедь о почитании и послушании родителям. Это - начало смирения. Затем мы должны научиться слушаться общественных законов, в лице наставников и учителей. Это пока всё естественное, земное. Но вот родители вводят нас в Церковь, духовную семью, и мы учимся слушаться духовника, руководителя на пути ко Христу. Исповедальная дисциплина - это новый уровень воспитания, она учит все важнейшие жизненные решения согласовывать с волей Божией, как она открывается в благословении духовника. Этот период необходим потому, что мы не сразу умеем правильно распознавать духов, различать в своём сердце волю Божию от самости.Требуется немалый опыт и определённая зрелость, чтобы мы научались различать явственно в своей совести голос Божий. И если это происходит, настоящий духовник радуется самостоятельным шагам христианской души, обретающей свой путь, своё СТОЯНИЕ перед Богом. Именно об этом последние слова Господа: "кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном и грешном..." Идёт речь о МОТИВАХ наших поступков, которыми мы руководствуемся в жизни. Надо уметь ясно их различать в себе, в своём подсознании, и уметь отсекать всякое человекоугодничество. Только любовь к Богу и людям должна стать нашим исходным мотивом, а она кажется безумием перед духом века сего. Кто научится, подобно Деве Марии, обрекать себя на поношение ради воли Божией, тот преодолеет последнюю преграду к Богообщению и вкусит Божественную награду. Вот почему среди толпы слушателей Господа были "некоторые из стоящих здесь, которые, не вкусив смерти, увидели Царствие Божие". Реальность духовного мира постигается святой душой ещё здесь, до перехода на тот свет, и мы становимся очевидцами пребывания с нами небожителей, таких как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадтский, или, к примеру, близкого нам по времени и месту, о.Леонтия (Стасевича). Их пример зовёт и нас к тому, что ЗАДУМАЛ о нас Создатель, ибо каждого из нас Он создал как "живой храм" для Бога. Да будет так, аминь!

 

2018 г.



Наступает крестопоклонная неделя, средина великопостного периода

Ближайшее воскресение - Крестопоклонная неделя, в среду будем отмечать преполовение Поста. Вспоминая Крест Христов, будем укрепляться в нашем малом подвиге, без которого не войти в желанное Царство Небесное, ведь, как сказал Сам Господь, "Царствие Божие нудится, и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Е". Самими условиями нашей жизни Создатель дал нам образ: в гору идти всегда тяжелее, чем катиться вниз. Помнится, как захватывающе красиво на вершине Афона, это ведь целая награда созерцать в тиши святой вершины бескрайние просторы лазурного моря и окрестные горы полуострова, сознавая, что все эти земли освящены молитвою и подвигами святых подвижников! Достойная награда за тот пот, которым обливаешься, пока поднимаешься в эти изнурительные часы подъёма. Так вот и в нашей жизни: когда войдём в вечные обители, ещё пожалеем, что мало потерпели и потрудились в эти краткие земные дни, ибо они преходящи, а награда - ВЕЧНАЯ! Будем это помнить, будем простираться вперёд к поставленной Создателем цели, будем иметь Его любящий взор пред собою в сердце всегда, и Он Сам будет помогать нам на этом нелёгком подъёме. Ей, гряди, Господи Иисусе!

МУЖЧИНАМ.  Меня тут спрашивали, можно ли поздравлять с 8 марта? И недавно хорошую мысль, как бы в ответ, от кого-то услышал: это есть хороший повод лишний раз порадовать свою супругу. Цветы подарить можно, но поздравить с наступающим праздником Иоанна Предтечи, потому что именно его память наступает сегодня вечером, с 18.00. Мы ведь так нечасто радуем друг друга, давайте этим поводом воспользуемся. А то, что к женщине как к матери и идеалу любви нужно относиться с благоговением - так это во весь год, а не только раз в году. Так что не будем их обижать этим выделением лишь 1 дня на дОлжное отношение, а подвигнемся вперёд в нашем христианском навыке - помнить с благодарностью Матерь Божию Деву Марию, а каждой женщине, тем более, девушке, желать быть на Неё похожей. 

2018 г.



15 февраля (нового стиля) - двунадесятый праздник Сретения

На Сырной седмице мы в этом году отпраздновали праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, 40-й день после Рождества Христова. В этот день Святое семейство принесло Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм "поставить перед Господом"  и принести за него благодарственную жертву-выкуп, который для бедных составлял "двух птенцов горличищных". 

Свидетельство об этом событии есть только у евангелиста Луки, самое интересное он добавляет в конце своего рассказа: святое семейство, после того, как всё было исполнено по закону, "возвратились домой, в Назарет". Ведь если читать свидетельства о Рождестве евангелиста Матфея, то создаётся впечатление долгих месяцев, а то и лет, прошедших после бегства святого семейства от Ирода в Египет и пребывания там "до умертвия Иродова", после чего старец Иосиф получил указание от ангела во сне поселиться в Назарете. Как можно согласовать свидетельства Матфея и Луки, если верить в их дословную точность? Только одним: посещение Иерсусалима на 40-й день произошло по пути из Египта в Назарет. Действительно, с нашими русскими масштабами мы забываем, что Палестина совсем небольшая страна, и граница владений Ирода была всего в 60-70 километрах от Вифлеема, а там уже и начиналась другая провинция, относящаяся к Египту. Так что, если верить свидетельствам евангелистов, пребывание в Египте было совсем недолгим, максимум, недели три, а смерть царя Ирода Великого наступила почти сразу же после кровавого преступления с убиением вифлеемских младенцев. Как страшен и неотвратим Божий суд!

2018 г.



Отрывок из проповеди в неделю о Блудном сыне

       В центре сегодняшных чтений, как Евангельского, так и апостольского, стоит понятие "блуда", не только в эротическом смысле, но онтологическом - как потери цели (отсюда, "заблудиться"). Блудит, блуждает тот, кто сбился с пути, кто имеет силы идти и, может даже, переизбыток их, но не знает, куда их приложить, чтобы это было "ко благу". В какой ситуации Господь рассказал окружающим эту прекрасную (через образы безусловной любви Отца и глубокого покаяния младшего Сына) притчу? Когда фарисеи стали осуждать Его (и высказывать Его ученикам) за то, что вокруг Него собираются "любодейцы и грешники", что они с "мытарями и блудниками" пьют и едят. То есть за близкое общение с падшими членами общества. И ведь с точки зрения Ветхого закона они правы, ведь ещё псалмопевец Давид в пророческой Псалтири сказал: "С преподобным преподобен будеши, и с нечестивым развратишися". Другое дело, что цель общения была не в беззаконии, ибо с ними общался Сам Господь, Создатель их, с тем, чтобы вернуть своих заблудших овец в лоно Отца.

       Казалось бы, главное место в притче занимает духовный образ младшего сына, его дерзкого поступка ("раздай имение" ведь означает - "умри для меня"), наступившего прозрения и возвращения. А реакция старшего ("что же ты принял этого, расточившего твоё имение с любодейцами?) выглядит как досадная помеха в заключение романтической концовки. Но по размышлении, для КОГО и ПО КАКОМУ поводу была рассказана эта притча, понимаешь, что, пожалуй, соль притчи в ином - во взаимоотношениях старшего и младшего. Ведь возмущение старшего кажется справедливым, действительно, ведь это он день и ночь старался о прибытках имения своего отца и ему даже "козлёнка не дали, чтобы повеселиться со своими товарищами", а тут - целого быка закололи! Но в том-то всё и дело, что мы наши взаимоотношения меряем справедливостью, и младший справедливо искал только лишь "наёмником" стать у отца своего: "недостоин я называться сыном твоим". Чем же тогда старший вызывает нашу досаду? Краткими штрихами Господь Иисус создаёт образ такой любви, что она отражает ИНОЕ отношение к нам - образ любящего Отца, который ещё ИЗДАЛЕКА видит возвращающегося блудного сына и, выбегая ему навстречу, обнимает его, то есть ждёт его много лет! Это образ безусловной, всепрощающей любви, который кажется даже нереализуемым в наших земных условиях (ведь "так можно распустить молодежь!"). Тут вспоминается характерный образ из поэмы М.Горького, осторожного человека, который на всякий случай пригасил ногой догорающее сердце Данко. И вот именно прикосновение к нашей душе этого чувства ЛЮБВИ ПОДЛИННОЙ, ВЕЧНОЙ и входит в контраст с мелочной справедливостью старшего.

              И тогда понятие "блуда" раскрывается в новом свете: это нежелание жить жизнью духа, это отсутствие "дерзновения". На Руси замечено, что пьяницами чаще становятся люди, добрые сердцем, расчётливая, холодная натура никогда не позволит себе "широкого жеста". Такая натура, не ведая своего блага, и пускается "во все тяжкие", скоро исчерпывая свои иллюзии. И тогда со всей страстностью обращается к Богу, Источику жизни. Конечно, иной путь лучше - когда вся энергия души обращена к Богу "от юности моея", как у преп. Сергия. Но горазде страшнее состояние безэнергийное, когда человек с детства учиться высчитывать свою выгоду. Вот из таких вырастают иуды или "осторожные люди" из Горького. Это сотояние страшнее, потому что в такое сердце не придёт Господь.

2018 г.



Неделя о мытаре и фарисее

         Очень часто тема приближающего Великого Поста закрывает, при размышлении над этой притчей Господа, прямой смысл её содержания. Священники начинают анализировать позицию фарисея как одну из опасностей нашего подвижничества: "несмь, якоже прочии человецы". Но ведь с этим испытанием сталкивается всякий, кто даже и близко не знает о Евангелии или Православии, ведь это проявление гордыни человеческой. Собственно говоря, Господь обращает наше внимание на то, что даже РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ нашей жизни может быть нами употреблено для самоутверждения. Думается, что главной темой воскресного чтения и нашего размышления над ним должно стать наше мнение о себе, говоря современным языком психологии, РЕФЛЕКСИЯ. Когда-то предполагалось, что именно эта способность является ключевым отличием человека от животного, но потом открытия зоопсихологии заставили признать, что у животных тоже есть и такая способность. Вероятно, правильнее будет считать, что единственным нашим отличием (скажем, "базовым") является способность "идеации", то есть постижение вещей и их смыслов "самих в себе". Именно эта способность является основой нравственной жизни человека: я не только знаю себя и мыслю о себе, но и могу посмотреть на себя глазами другого, а к другому ОТНЕСТИСЬ КАК К СЕБЕ. Любя нас и "зря в корень" нашей человечности, Господь в этой притче помогает нам увидеть болезнь нашего духа, чтобы мы могли исцелить её.

        В чём же состоит эта болезнь? Опыт церкви говорит прямо: в самости, себялюбии. Ею поражено всё внутреннее существо человека, в том числе и эта наша сердцевина, способность воспринимать себя со стороны. С раннего детства мы начинаем ЛЮБИТЬ СЕБЯ, любоваться собой, тем более, родительская любовь и восторги бабушек и дедушек способствуют этому. Но в том-то вся и беда, что такое отношение к себе быстро становится привычкой, и мы начинаем мерять дургих по их отношению к нам: этот нас любит, значит, он хороший, не любит - плохой. Господь так и говорит об этом, казалось бы, "естественном" психологоическом законе: "если вы любите любящих вас, чем вы лучше язычников?" В том-то всё и дело, что мерять других меркой эгоизма и есть слепота. Для начала Господь предлагает нам попытаться встать на позицию объективизма: "как Бог посылает дождь праведным и неправедным", так и мы должны научиться относиться к людям НЕЗАВИСИМО от их отношения к нам. Пробовали? Да, конечно! Когда в детстве нас родители ругали, умели мы сохранять доверие к ним? Или начинали досадовать "за придирки"?

            Но идеал христианского совершенства ведёт нас дальше. "Любите врагов ваших, молитесь за ненавидящих вас..." И мы с ужасом обнаруживаем, что настоящий-то любви Христовой НЕТ в нас, как бы мы ни тужились. Что такое? А потому что речь идёт о нашем "сердце", глубинном средоточии душевной жизни, где мы НЕ ВЛАСТНЫ в себе. ТАМ живёт наша самость, оттуда ядом точится самооправдание и падкость на лесть и т.п. Заповедь Господня приводит нас к чувству неисцелимой болезни, мешающий нам любить врагов наших. И, наконец, начинаешь понимать, что только БОЖИЕ ЧУДО, благодатное посещение - "и Мы придем, и обитель у него сотворим", - может обновить нашего "ветхого человека". "Кто избавит меня от сего тела смерти?" - воскликнул апостол Павел, видя в себе греховный закон. К этому пришёл мытарь, бия в грудь себя и вопия: "Боже, милостив буди ми, грешному!" К этому должны приидти и мы, если хотим послужить делу Божией любви на земле. 

2018 г.



C праздником Обрезания Господня!

На 8-й день после рождения, согласно закону Моисееву, всякий первенец мужского пола должен был быть отданным Богу, символом чего являлось обрезание "крайней плоти". Иисус, родившийся на земле Сын Божий, конечно, и без того принадлежал Богу и был Сам Богом, но в знак послушания Закону претерпевает и эту болезненную операцию. Как поется в тропаре праздника, "и наша прегрешения, яко благ, обрезует..." Иначе говоря, отсекает всё греховное в нашей природе, помогает нам преодолевать себя. Какой повод Он даёт нам для смирения, если мы сомневаемся, исполнять ли нам закон человеческий, ведь мы преданы Закону Божию! Оказывается, весь закон надо исполнять, даже если мы лично превзошли его, потому что нашим непослушанием мы можем соблазнить иных. Вот почему св. апостол Павел написал: "идол в мире ничто, но если ближний мой соблазняется, что я вкушаю идоложертвенное, то лучше не буду мяса есть вовек, чтобы не соблазнить моего немощного брата". Это и есть указание доброго принципа удовлетворения наших, казалось бы, невинных нужд: главное, не соблазнить никого, не дать дурной пример. Лучше не будем вовеки давать себе поблажку, чем ради мнимой свободы позволиьт брату своей подвинуться ко греху...

2018 г.



Подготовка к святым праздникам Рождества и Богоявления.

МЫ продолжаем Рождественский пост. Есть в нашей церкви традиция  - усиливать подвиг в последние дни поста, например, прекращать вкушение рыбы вообще, растительного масла по средам и пятницам. Ещё лУчший обычай - усиливать молитвенное правило, что особо удобно в связи с выходными днями в этот период. Рекомендуем в эти дни прочитать из Библии книги св. пророков Даниила и Исаии, которые особенно ярко писали о приходе в мир Спасителя. Тем более, что именно из этих книг берутся по большей части Паримии в день Сочельника. Как дело понуждения себя на богоугождение можно удобно понести в эти дни послушание в храме (какие-либо работы по благословению настоятеля или старосты), потому что очень много бывает хозяйственных дел, рук просто не хватает. И все, конечно, в эти дни стараются обратить внимание на нуждающихся, особенно на немощных и болящих, которым особенно горько бывает видеть себя неспособными подготовиться к празднованию Рождества. Не будем забывать горько-поучительную рождественскую историю Г.Х.Андерсена "Девочка со спичками", постараемся УВИДЕТЬ сами нужды наших близких. Да сподобит нас Господь достойно встретить святую ночь Его прихода в мир, узнать Его приход вместе со святыми ангелами!

2018 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>