Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


Отрывок из проповеди в неделю о Блудном сыне

       В центре сегодняшных чтений, как Евангельского, так и апостольского, стоит понятие "блуда", не только в эротическом смысле, но онтологическом - как потери цели (отсюда, "заблудиться"). Блудит, блуждает тот, кто сбился с пути, кто имеет силы идти и, может даже, переизбыток их, но не знает, куда их приложить, чтобы это было "ко благу". В какой ситуации Господь рассказал окружающим эту прекрасную (через образы безусловной любви Отца и глубокого покаяния младшего Сына) притчу? Когда фарисеи стали осуждать Его (и высказывать Его ученикам) за то, что вокруг Него собираются "любодейцы и грешники", что они с "мытарями и блудниками" пьют и едят. То есть за близкое общение с падшими членами общества. И ведь с точки зрения Ветхого закона они правы, ведь ещё псалмопевец Давид в пророческой Псалтири сказал: "С преподобным преподобен будеши, и с нечестивым развратишися". Другое дело, что цель общения была не в беззаконии, ибо с ними общался Сам Господь, Создатель их, с тем, чтобы вернуть своих заблудших овец в лоно Отца.

       Казалось бы, главное место в притче занимает духовный образ младшего сына, его дерзкого поступка ("раздай имение" ведь означает - "умри для меня"), наступившего прозрения и возвращения. А реакция старшего ("что же ты принял этого, расточившего твоё имение с любодейцами?) выглядит как досадная помеха в заключение романтической концовки. Но по размышлении, для КОГО и ПО КАКОМУ поводу была рассказана эта притча, понимаешь, что, пожалуй, соль притчи в ином - во взаимоотношениях старшего и младшего. Ведь возмущение старшего кажется справедливым, действительно, ведь это он день и ночь старался о прибытках имения своего отца и ему даже "козлёнка не дали, чтобы повеселиться со своими товарищами", а тут - целого быка закололи! Но в том-то всё и дело, что мы наши взаимоотношения меряем справедливостью, и младший справедливо искал только лишь "наёмником" стать у отца своего: "недостоин я называться сыном твоим". Чем же тогда старший вызывает нашу досаду? Краткими штрихами Господь Иисус создаёт образ такой любви, что она отражает ИНОЕ отношение к нам - образ любящего Отца, который ещё ИЗДАЛЕКА видит возвращающегося блудного сына и, выбегая ему навстречу, обнимает его, то есть ждёт его много лет! Это образ безусловной, всепрощающей любви, который кажется даже нереализуемым в наших земных условиях (ведь "так можно распустить молодежь!"). Тут вспоминается характерный образ из поэмы М.Горького, осторожного человека, который на всякий случай пригасил ногой догорающее сердце Данко. И вот именно прикосновение к нашей душе этого чувства ЛЮБВИ ПОДЛИННОЙ, ВЕЧНОЙ и входит в контраст с мелочной справедливостью старшего.

              И тогда понятие "блуда" раскрывается в новом свете: это нежелание жить жизнью духа, это отсутствие "дерзновения". На Руси замечено, что пьяницами чаще становятся люди, добрые сердцем, расчётливая, холодная натура никогда не позволит себе "широкого жеста". Такая натура, не ведая своего блага, и пускается "во все тяжкие", скоро исчерпывая свои иллюзии. И тогда со всей страстностью обращается к Богу, Источику жизни. Конечно, иной путь лучше - когда вся энергия души обращена к Богу "от юности моея", как у преп. Сергия. Но горазде страшнее состояние безэнергийное, когда человек с детства учиться высчитывать свою выгоду. Вот из таких вырастают иуды или "осторожные люди" из Горького. Это сотояние страшнее, потому что в такое сердце не придёт Господь.

2018 г.



Неделя о мытаре и фарисее

         Очень часто тема приближающего Великого Поста закрывает, при размышлении над этой притчей Господа, прямой смысл её содержания. Священники начинают анализировать позицию фарисея как одну из опасностей нашего подвижничества: "несмь, якоже прочии человецы". Но ведь с этим испытанием сталкивается всякий, кто даже и близко не знает о Евангелии или Православии, ведь это проявление гордыни человеческой. Собственно говоря, Господь обращает наше внимание на то, что даже РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ нашей жизни может быть нами употреблено для самоутверждения. Думается, что главной темой воскресного чтения и нашего размышления над ним должно стать наше мнение о себе, говоря современным языком психологии, РЕФЛЕКСИЯ. Когда-то предполагалось, что именно эта способность является ключевым отличием человека от животного, но потом открытия зоопсихологии заставили признать, что у животных тоже есть и такая способность. Вероятно, правильнее будет считать, что единственным нашим отличием (скажем, "базовым") является способность "идеации", то есть постижение вещей и их смыслов "самих в себе". Именно эта способность является основой нравственной жизни человека: я не только знаю себя и мыслю о себе, но и могу посмотреть на себя глазами другого, а к другому ОТНЕСТИСЬ КАК К СЕБЕ. Любя нас и "зря в корень" нашей человечности, Господь в этой притче помогает нам увидеть болезнь нашего духа, чтобы мы могли исцелить её.

        В чём же состоит эта болезнь? Опыт церкви говорит прямо: в самости, себялюбии. Ею поражено всё внутреннее существо человека, в том числе и эта наша сердцевина, способность воспринимать себя со стороны. С раннего детства мы начинаем ЛЮБИТЬ СЕБЯ, любоваться собой, тем более, родительская любовь и восторги бабушек и дедушек способствуют этому. Но в том-то вся и беда, что такое отношение к себе быстро становится привычкой, и мы начинаем мерять дургих по их отношению к нам: этот нас любит, значит, он хороший, не любит - плохой. Господь так и говорит об этом, казалось бы, "естественном" психологоическом законе: "если вы любите любящих вас, чем вы лучше язычников?" В том-то всё и дело, что мерять других меркой эгоизма и есть слепота. Для начала Господь предлагает нам попытаться встать на позицию объективизма: "как Бог посылает дождь праведным и неправедным", так и мы должны научиться относиться к людям НЕЗАВИСИМО от их отношения к нам. Пробовали? Да, конечно! Когда в детстве нас родители ругали, умели мы сохранять доверие к ним? Или начинали досадовать "за придирки"?

            Но идеал христианского совершенства ведёт нас дальше. "Любите врагов ваших, молитесь за ненавидящих вас..." И мы с ужасом обнаруживаем, что настоящий-то любви Христовой НЕТ в нас, как бы мы ни тужились. Что такое? А потому что речь идёт о нашем "сердце", глубинном средоточии душевной жизни, где мы НЕ ВЛАСТНЫ в себе. ТАМ живёт наша самость, оттуда ядом точится самооправдание и падкость на лесть и т.п. Заповедь Господня приводит нас к чувству неисцелимой болезни, мешающий нам любить врагов наших. И, наконец, начинаешь понимать, что только БОЖИЕ ЧУДО, благодатное посещение - "и Мы придем, и обитель у него сотворим", - может обновить нашего "ветхого человека". "Кто избавит меня от сего тела смерти?" - воскликнул апостол Павел, видя в себе греховный закон. К этому пришёл мытарь, бия в грудь себя и вопия: "Боже, милостив буди ми, грешному!" К этому должны приидти и мы, если хотим послужить делу Божией любви на земле. 

2018 г.



C праздником Обрезания Господня!

На 8-й день после рождения, согласно закону Моисееву, всякий первенец мужского пола должен был быть отданным Богу, символом чего являлось обрезание "крайней плоти". Иисус, родившийся на земле Сын Божий, конечно, и без того принадлежал Богу и был Сам Богом, но в знак послушания Закону претерпевает и эту болезненную операцию. Как поется в тропаре праздника, "и наша прегрешения, яко благ, обрезует..." Иначе говоря, отсекает всё греховное в нашей природе, помогает нам преодолевать себя. Какой повод Он даёт нам для смирения, если мы сомневаемся, исполнять ли нам закон человеческий, ведь мы преданы Закону Божию! Оказывается, весь закон надо исполнять, даже если мы лично превзошли его, потому что нашим непослушанием мы можем соблазнить иных. Вот почему св. апостол Павел написал: "идол в мире ничто, но если ближний мой соблазняется, что я вкушаю идоложертвенное, то лучше не буду мяса есть вовек, чтобы не соблазнить моего немощного брата". Это и есть указание доброго принципа удовлетворения наших, казалось бы, невинных нужд: главное, не соблазнить никого, не дать дурной пример. Лучше не будем вовеки давать себе поблажку, чем ради мнимой свободы позволиьт брату своей подвинуться ко греху...

2018 г.



Подготовка к святым праздникам Рождества и Богоявления.

МЫ продолжаем Рождественский пост. Есть в нашей церкви традиция  - усиливать подвиг в последние дни поста, например, прекращать вкушение рыбы вообще, растительного масла по средам и пятницам. Ещё лУчший обычай - усиливать молитвенное правило, что особо удобно в связи с выходными днями в этот период. Рекомендуем в эти дни прочитать из Библии книги св. пророков Даниила и Исаии, которые особенно ярко писали о приходе в мир Спасителя. Тем более, что именно из этих книг берутся по большей части Паримии в день Сочельника. Как дело понуждения себя на богоугождение можно удобно понести в эти дни послушание в храме (какие-либо работы по благословению настоятеля или старосты), потому что очень много бывает хозяйственных дел, рук просто не хватает. И все, конечно, в эти дни стараются обратить внимание на нуждающихся, особенно на немощных и болящих, которым особенно горько бывает видеть себя неспособными подготовиться к празднованию Рождества. Не будем забывать горько-поучительную рождественскую историю Г.Х.Андерсена "Девочка со спичками", постараемся УВИДЕТЬ сами нужды наших близких. Да сподобит нас Господь достойно встретить святую ночь Его прихода в мир, узнать Его приход вместе со святыми ангелами!

2018 г.



Поздравляем всех прихожан и друзей храма с недавним престольным праздником!

Наступил день памяти память святителя Николая, 19 (6) декабря, день его преставления - престольный праздник Никольского придела! Если вспомнить, что наш храм в древности был сначала Никольским, то это праздник и нашего старинного села Южи. В этом году в этот день мы отмечаем также 14-летие открытия Лазаревской часовни на городском кладбище, которая была там поставлена иждивением р.Б. Сергия и архитектора Димитрия (упокой, Господи, его душу). 
Божий угодник Николай, предстоятель церковной жизни в области города Миры в малоазийской Ликийской стране, хотя и жил 17 веков назад и за три тысячи километров отсюда, но и по сей день с нами, и наши молитвенные воздыхания принимает, и добрые намерения целует и осуществить помогает. Конечно, самое радостное, что он помог ЧУДОМ сохраниться для нас и до наших времён своему храмовому образу - крупной иконе святителя, писанной местными иконописцами в живописной манере. Раба Божия старая дева Феодосия, после войны доживавшая у приютивших её людей в районе бывшего ж/д вокзала, принесла с собой несколько храмовых икон из закрытой Смоленской церкви в Старой Юже и, умирая в начале 70-х годов, заповедала их передать обратно на место, если храм откроется. Домохозяин был человек советский, не сильно верующий, и большую часть икон продал за хлеб насущный. Вот только одна из них не помещалась в мотоцикл, да так и осталась его детям. И вот, узнав о возрождении нашего храма, в 2005 году они, люди пожилые, потрудились дойти до нашей церкви и пригласили о.настоятеля к себе, показали ему оставшуюся большую икону. О, чудо! это оказался образ святителя Николая, и все эти совпадения создают живое чувство, будто это он сам, святитель Мир Ликийских, показывает нам своё лицо и говорит: "Спаси Вас Бог, детки дорогие, за Ваше усердие ко храму Господню и ко мне, рабу Божию неключимому! Вот вам от меня в утешение!"

           Много о чём можно вспомнить в этот святой день. Прежде всего тех, кто внёс свою сердечную лепту в возрождение нашего храма и не дожил до сегодняшнего торжества. Это и ключница храма Пелагея Решетова, защищавшая народную святыню от безбожной власти до самой смерти своей, и Нина Павловна Никольская, хранившая верность Богу, храму и своё девство вплость до кончины, и Любовь Каленова, сохранившая для нас крест, найденный ею на паперти церкви, и Любовь Резчикова, сохранившая Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, и Александра Медведева, не пропускавшая на старости лет ни одной службы и пришедшая из последних сил помолиться за три недели до кончины, и Валентина Сахарова, по чьему повелению её сын Владимир оставил все дела и приготовил временный алтарь для первой службы, и Леонид Карасёв, опытный в строительном деле человек, помогавший своими советами и добрым отношением. Можно вспомнить и тех из строителей, кто работал на нашем храме или благотворителей, кто давал средства на работы или стройматериалы: Александр с Украины, отец пятерых детей, погибший через год после постройки крыши над трапезной, раба Божия Христина (из Финляндии), подарившая нам краску на крышу (умерла 10 лет назад), ныне здравствующие Василий и Параскева из Санкт-Петербурга, Павел и Ольга, Сергий и Елена, Алексий и Светлана, Владимир - все из Москвы, Галина из Подмосковья, Татьяна и Николай из Иваново, два Владимира из Южи. В последний год некоторые стали регулярно перечислять  небольшую, но теперь существенную поддержку через электронную страницу. Они верят нам, что здесь мы возрождаем кусочек Святой Руси, и как это нас, и духовенство, и причт, и всех прихожан обязывает!

Хорошо в этот день вспомнить вообще значение святости, что наш русский святитель Никола - это добрый греческий дедушка, который так сумел полюбить Бога и ближних, что его любовь стала сильнее самой смерти и времени, что его образ в виде Санта Клауса стал спутником Рождества,  и сам он Божественной благодатию рядом с нами!

        Расписание всех служб на месяц см. ниже на этой с.

2018 г.



10 декабря - день иконы Божией Матери "Знамение"

             Отрывок из воскресной проповеди о.настоятеля

Сегодня мы совершаем евангельское чтение 27-й недели по дню Святой Пятидесятницы, об исцелении Господом скрюченной ("сляченной", по-славянски ) женщины. Диалог Спасителя с осудившим его за нарушение субботы начальником синагоги ставит нас перед проблемой "субботы" - различения священного и профанного. В эпоху Ветхого Завета священное требовало своей защиты, профанное покушалось на слишком важное место в жизни людей. Вот откуда строгость заповеди о субботе, вплоть до побиения камнями за её нарушение. Однако благодать новозаветной эпохи изменила это соотношение: на данном примере Господь очень ярко показывает условность границы "профанного", показывая ревнителю субботы относительность внешних установлений - форма легко может  быть превращена в "проформу", как в те времена, так, впрочем, и в наши. Обратим внимание, Господь призывает нас к сущностному (в противоположность внешнему, формальному) исполнению заповеди. Он как бы говорит: "подобно тому, как Вы с разрешения закона отвязываете, ведёте и напаяете свой скот в день субботний, разве не подобало также в этот посвящённый Богу день ОСВОБОДИТЬ эту несчастную женщину от её недуга, во славу Божией любви к людям"... То действие, которое раввин воспринимает как профанное - исцеление физического недуга - может быть воспринято как дело Богоугодное и потому священное. Здесь Господь нам приоткрывает принцип новозаветного отношения к нашей жизни: мы можем научиться все её течение воспринимать как служение Богу. Собственно, в этом и есть, очевидно, залог святости - всё делать перед лицом Самого Бога. 

Порядок евангельских чтений определяется пасхальным годом, а вот по солнечному календарю сегодня память чуда ("знамения") от новгородской иконы, происшедшего в 1170 году. Это тоже удивительная история, свидетельствующая о том, как близок к нам Бог в наших испытаниях. Казалось бы - междоусобица, земные дела, русские против русских - князь Андрей Боголюбский привёл суздальское войско на Новгород. Но по молитве новгородского святителя Иоанна Бог проявляет своё отношение к происходящему, и по особому духовному порыву он благословляет поставить древнюю новгородскую святыню, софийскую икону Богоматери "Оранта", на крепостную стену. Чья-то из нападающих рука не дрогнула пустить стрелу в образ Матери Божией, общей Заступницы православных - и на глазах у всех новгородцев из иконы истекли кровавые слёзы. Мы не знаем, что произошло конкретно, но церковные сказания доносят до нас, что тотчас в суздальском войске произошла сумятица, и князю Андрею пришлось отменить штурм. Вот ТАК по нашей молитве рука Божия может изменять планы наших врагов. И чтобы мы не сомневались, чья молитва привлекла в этой истории милость Божию, по Его Промыслу во времена святителя Евфимия Новгородского (XV век), когда проводили в Новгородском кремле земляные работы, задели чей-то гроб. Он открылся, и увидели нетленные мощи в святительском облачении, и разлилось благоухание. Никто не знал, чей это гроб. Но ночью, в сонном видении, святителю Евфимию явился святой муж и назвал своё имя - Иоанн, епископ Новгородский.

2017 г.



4 декабря - двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Мы сегодня вспоминаем "Богоотцов" Иоакима и Анну, как они отдали (вернули) Богу  данный им незадолго до того Его Дар - благословенную отроковицу Мариам. Какой нам пример! Ведь вчера, слушая притчу от Господа о богаче, которому уродилась нива, мы осмыслили, что главной нашей проблемой является САМОСТЬ, эгоизм, "индивидуалистическое сознание" - когда мы отделяем себя от других, противопоставляем свои нужды окружающим. Престарелые родители тоже нуждались в дочери, и ещё как нуждались! Кто ещё мог им обеспечить уход и утешение в наступающей старости? Пенсий и соцработников в то время не было. Но они отдают Богу то, что получили. Они осознают, что в жизни их чада должен наступить новый этап, когда их Дочь пойдёт дальше по пути, уготованному Создателем. И они умеют УСЛЫШАТЬ волю Божию и отступить со своей земной нуждой, со смирением преклоняясь под Божию руку. Умеем ли мы в наше христианское, благодатное время ТАК забывать себя, как это сделали эти ветхозаветные праведники? Их самая яркая черта - вот такое, себя забывающее, служение воле Божией. Как свидетельствует Предание, они не долго после это прожили на земле, Господь призвал их. Но Дева Мария унаследовала их дух, их благодатный дар веры и смирения, и когда пришёл час, Она сумела из глубины сердца изречь архангелу Благовещения: "Се раба Господня, буди мне по слову Твоему". И слово совершилось, стало плотью через Её веру, доверие Промыслу Божию и любовь. Так и через нашу веру благодатная воля Божия материализуется в наших богоугодных деяниях и свершениях, подобно тому, как через веру наших отцов была построена и до сих пор светит нам Святая Русь.

2017 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  

 
  Наверх