Семейное образование для дошкольников можно начинать с 3-4 лет!

Модератор: mariya_adm

Ответить
отец Алексий
Сообщения: 146
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm

Семейное образование для дошкольников можно начинать с 3-4 лет!

Сообщение отец Алексий » Пт апр 20, 2018 9:11 am

Если Вы определились с предпочтением для своих детей формы семейного образования, можете начать готовить к этому своих детей с самого нежного возраста, с 3-4 лет. Прежде всего, нужно спланировать распорядок дня так, чтобы чётко в определённое время Вы могли сесть за стол с ребенком и вместе что-то сделать. Это для ребёнка станет чем-то вроде ритуала, семейной традиции, и дитя с охотой будет садиться за занятия. А это архиважно в СО. В настоящий момент ребёнку нужно петь колыбельные (2-3, не больше), песенки, потешки. Читать маленькие стишки (это уже по развитию ребёнка), загадывать загадки (как можно больше, и по возможности, традиционные соответственно возрасту). Читать и рассказывать сказки "Колобок","Курочка Ряба","Репка". И всё это рисовать. Лепите, плетите, вяжите. Купите детские ножницы с закруглёнными краями, и пусть ребёнок режет старую бумагу (ни в коем случае не давайте старых книг, журналов). В 2 года ребёнок просто режет бумагу, а потом начнёт вырезать из бумаги. Но рисование - важнее, оно несёт в себе не только функции подготовки к письму, но и начинает формировать мозг. Привлекайте дитя к рисованию как можно больше. Можно иллюстрировать литературные произведения, зарисовывать то, что увидели на прогулке, попытаться нарисовать какие-то абстрактные понятия, такие, как радость, испуг (ну это уже лет в пять) и т.д. Рисовать, рисовать и рисовать. Это разовьёт наблюдательность, сообразительность, укрепит руку. Для рисования давайте всё, что у Вас найдётся в доме, кроме фломастеров. Очень полезно рисовать карандашами: раскрашивать раскраски штриховкой. В Москве на Хорошевке (думаю, что и в других районах есть, можно поискать по интернет-картам) есть весьма симпатичненький магазинчик "Семь гномов", для дошколят. У них есть и интернет-магазин. Пока мои дети были маленькими, я частенько наведывалась в этот магазинчик и с пустыми руками никогда оттуда не выходила. Так вот. В том магазинчике продаются тетради для рисования различных художественных промыслов: Гжель, Хохлома, Мезень, Городец и т.д. и т.п. Это альбомы хорошего качества формата А-4. На данном этапе купите кисти "колонок" и "белка" от №1 до №10. Да, это дороговато, но того стоит. И изучайте народные мазки кистью. Тоненькие, широкие. Купите и разной величины плоскую щетину и учитесь проводить ровные линии. Письмо начинается с рисования. Попробуйте, не пожалеете. Мне это подсказала опытная учительница, к которой в своё время нас прикрепили на СО. Спаси Бог эту добрую женщину, она так щедро делилась опытом, знаниями. Набирая краску на кисть, нажимая, отпуская, проводя линии то уже, то шире - ребёнок готовится к перу. Кисть - первая ступень в каллиграфии. Кисть мягкая, ручке ребёнка комфортно. Перо- жёсткое, попробуй, управься! Посмотрите эти альбомы. По ним все детские сады занимаются и начальные школы. Я считаю, что это весьма хорошо (если только заниматься серьёзно, а не каляки-маляки рисовать; хотя и каляки тоже должны иметь место). Потом - карандаши. Ни в коем случае не давайте фломастеры. Пусть кисть с краской - ярко, но грязно. Пусть карандаши - чисто, но блёкло. Зато и кисть , и карандаш -живое, реагирует на нажим, поворот, мозгу есть чем заниматься. Фломастер - сколько ты его ни нажимай - не поменяет ни цвет, ни толщину линии. Рисовать фломастерами можно ТОЛЬКО в исключительно в заданных целях, и то - в возрасте 9-10 лет. Фломастеры, гелевые ручки используются только в оформительских работах.
При занятиях с детьми важно помнить возрастные особенности. В таком возрасте (3 года) дети могут сосредоточиться на чём-либо только на 15 минут. И только на эти 15 ( в исключительных случаях - 20) минут рассчитаны занятия за столом, не более. Остальное время ребёнок должен двигаться и постигать азы науки попутно, в движении. Т.е. каждый день в одно и то же время ребёнок усаживается на 15 минут за стол, но только на такое занятие, где без стола не обойтись. Вы каждый день придумываете такое "серьёзное" "застольное" занятие на 15 минут. Ребёнок должен привыкнуть к своему месту для учёбы и полюбить его. Всё, что не уложилось в 15 минут, постигается уже в движении, на бегу.
В идеале: в комнате ребёнка - убранный уголок с лампадкой на недосягаемой для ребёнка высоте. И пусть огонёк лампадочки по ночам освещает образа и комнату ребёнка. Отношение к этому месту в доме - наиблагоговейнейшее - прежде всего - для Вас. На маленьком столике (тоже убранном) под иконами маленький детский Молитвослов и ваша Первая Библия. В ДАННОМ СЛУЧАЕ не важно, православная это книга или протестантская, а важно ОТНОШЕНИЕ к ней, потому что эта книга - о Боге, т.е. о самом главном и насущном в жизни. Для чтения можно ещё зажигать свечу и читать при свечах. Детям это очень нравится. Мои, например, уже взрослые, всё равно просят это делать и по сей день:"Ма-а-м, давай посидим..."
Чтение. Если Вы с ребёнком читаете вместе, и он пальчиком следит за прочитываемыми Вами словами, то у ребёнка (система Зайцева, только спонтанная) складывается внутреннее звуко-буквенное соотношение с тем, что он видит. поэтому книги для вечернего чтения в кресле под торшером нужно брать с максимально крупным шрифтом. И тогда ребёнок судя по величине слова, по количеству в нём значков, начинает сам соотносить количество звуков с количеством букв. И...чудо!...начинает догадываться что есть что, т.е. какой крючок - что обозначает. Запоминает. Что уж ему совсем непонятно - начинает задавать вопросы. Вот такое обучение чтению - самое лучшее. Взрослый только текст читает, а пытливый ум ребёнка сам догадывается обо всём. Вот что-то такое в освоении чтения - да. Вот с этим я согласна. Ребёнок САМ должен ХОТЕТЬ и ПОСТИГАТЬ. Я помню, как я сама научилась читать на кухне коммунальной квартиры. Мне было 3 года, и соответственно, я не отставала от мамкиной юбки. Мама чистит овощи в борщ, а я толкусь рядом с ней. В поле моего зрения постоянно была газета, на которую мама собирала очистки, чтобы потом, выходя на улицу, выкинуть их в контейнер. Я знала что газета называется ПРАВДА. Я понимала, что слово, написанное огромными буквами, это есть название газеты. Следовательно 1-П, 2-Р, 3-А, 4-В, 5-Д, 6-А. Считать я тогда тоже не умела, поэтому это выглядело так в моём уме: Ы_Ы_Ы_Ы_Ы_Ы - П Р А В Д А. До этого стоило додуматься путём определённых логических умозаключений, а дальше - всё, прорвало! Я стала аналогично догадываться о значении слов в уже моих детских книжках и ВЫЧИСЛЯТЬ буквы. Помню, только 3-4 буквы вызвали затруднения (ну никак не удавалось их вычислить!), и я спросила о них у папы. Не помню, какие именно, среди них была буква Х. Её я никак не могла вычислить. Я не была самонадеянной и проверяла свои догадки у папы: "Это буква ---? Да?" Папа (мама у меня была малограмотной), когда выяснил, что я сама каким-то неведомым образом вычислила практически весь алфавит (за исключением нескольких букв, которые он мне назвал), что уже практически свободно читаю, он показал мне цифры и ноты. Я пошла в музыкальную школу, не умея писать, но зная ноты. Вот в музыкальной школе и пришлось осваивать какое-то письмо печатными буквами и нотное письмо (опять-таки самостоятельно, папа не заморачивался на этот счёт: надо будет - сама научится). И если ноты учили писать в муз.школе, то буквы все дети уже умели писать хорошо (возраст 2-3 класс). Мне же было лет 5. Вот хлебнула я лиха! Учительница диктует - надо записывать, а - как? Но ничего, выплыла. Зато как же я оценила школу, где меня научили писать правильно! Как же я любила школу и учителей! До сих пор помню всех их. И, если бы Господь привёл хоть на секунду оказаться в городе , где я выросла, я бы целовала ступеньки моей школы, которая меня вывела в люди.
Собственно подготовку к школе нужно начинать за год-два до того момента, как ребёнок сядет за парту. А пока... Вся подготовка Вашего малыша будет заключаться в приобретении навыков самообслуживания, выполнения обязанностей по дому. Упражняйтесь в послушании и дисциплине - без этого на СО делать нечего. И готовьтесь тем временем сами, читайте активно методическую литературу. Я, например, скачиваю учебники и методички на сайте Владислава Юрьевича Шебашова. http://sheba.spb.ru/index.htm. Он собрал замечательную коллекцию советских учебников, низкий ему поклон.

ксения
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Вт апр 17, 2018 12:47 pm

Re: Семейное образование для дошкольников можно начинать с 3-4 лет!

Сообщение ксения » Пн апр 30, 2018 10:48 pm

Замечательные, ценные советы, как родителям, так и педагогам. Всё так и есть. Многим нужно взять на вооружение. Спасибо.

Ответить