Об учебниках и учебных пособиях при семейном образовании

Модератор: mariya_adm

Ответить
отец Алексий
Сообщения: 146
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm

Об учебниках и учебных пособиях при семейном образовании

Сообщение отец Алексий » Пн апр 30, 2018 10:27 am

Среди родителей, практикующих Семейное обучение, одной из ключевых проблем является проблема учебников и учебных пособий. Ведутся споры о том, по каким учебникам учить лучше, старым, советским, мол, они добротнее, или же современным? Советские учебники хороши, если Вы знаете методику преподавания предмета, т.е. можете доходчиво объяснить ребёнку суть проблемы. Но если не так, то для начальной школы больше подойдут учебные комплекты М.И.Моро по математике, Т.В.Шкляровой - по русскому языку. Вы сначала читаете теорию по Моро и Шкляровой, а потом берёте советские учебники и отрабатываете и закрепляете навыки. Очень хороши тренажёры и справочники Узоровой и Нефёдовой. Прописи Узоровой, там, где уже осваивается написание букв - она не принесёт пользы. Пользу не только для руки, но и для развития мозга, приносит только письмо пером и чернилами. Прочтите внимательно методику чистописания Н.Н.Боголюбова, "Учпедгиз",1955. Там подробно всё объясняется. В поисковике наберите и прослушайте лекции Владимира Базарного, обязательно разыщите его книги и статьи и изучите их. Учёный медик в них объясняет что в школьных методиках хорошо, а что - плохо. Например, как в процессе обучения ребёнка не устроить ему раздвоение личности, что и происходит с 70% школьников. Замечательным пособием для родителей учеников начальной школы является 2-х томник издательского дома "Нева" и "Олма-Пресс"- Справочник школьника. Это справочник не для детского пользования, а пособие для родителей по обучению своих детей. Букварь лучше взять А.И. Воскресенской, 1952. Арифметика, автор Пчёлко, 1959. Учебники и методички можно найти на сайте Владислава Юрьевича Шебашова http://sheba.spb.ru/index.htm.
Хочу предостеречь от некоторых ошибок при пользовании старыми учебниками. Мне 57 лет. Я училась ещё по программе 40-50-х годов. И я очень хорошо помню, КАК нас учили советские педагоги. А теперь вынужденно, из-за детей, столкнулась с современным образованием. Так вот, у меня было немало казусов из-за столкновения старых методов и новых методов вычисления, старых научных данных и новых открытий современных естественных наук. И давать СОВРЕМЕННЫМ родителям в руки старые учебники без адаптации и методики обучения - это дискредитировать эти учебники. Не все старые учебники были удачными. Например, учебник физики для 8 класса Кикоина. Лучше бы его, этого учебника, и не было вовсе. Много детей того времени не поняли и невзлюбили физику именно из-за него. И Пёрышкин уже в 80-е годы был уже выхолощен (что продолжается и поныне). И, хотя материал был урезан, педагоги необоснованно требовали с учащихся знание урезанного материала,уповая на какую-то природную догадливость в науке физике. Так что старые учебники - не панацея. Их нужно знать, как использовать.
Далее. Обучение будет идти по старым учебникам, а аттестации дети будут проходить по новым программам и учебникам. Аттестация проходит, например, в Москве по огромным тестовикам из 36-42-х заданий. Это по всем предметам. И каждое невыполненное задание здорово сказывается на оценке. А задания строятся на конкретном материале учебника. Например, в одном учебнике биологии внутренние органы разбираются более подробно, а в другом учебнике - более подробно разбираются органоиды клетки. А семейник должен объединить и то и другое вместе, чтобы успешно сдать аттестацию. Т.е. идёт расширение предмета для семейника по сравнению со школьником. И если раньше педагоги охотно (или не очень) всё-таки консультировали детей и их родителей об особенностях аттестационных заданий, то теперь разговор один - вы сами учителя своим детям, мы вам ничем не обязаны.Т.е., дети выходят на аттестацию совершенно вслепую, и те основы знаний, о которых говорит Ирина Шамолина, не спасут ситуацию на аттестации. Мы не можем отбросить ту "шелуху", о которой так любят поговорить "продвинутые" семейники, потому что она входит в аттестационные задания. Получается вот такая картина: старые учебники мы для форматирования мозгов используем, для уяснения сути предмета, а на них мы накладываем новые учебники с их дополнениями и тогда сдаём аттестацию успешно.
В настоящее время существует множество платных структур для семейников. Они указаны на сайте Ирины Шамолиной. И школа в Санкт-Петербурге, и в Москве уже не одна школа. И куча платных школ-онлайн. Ирина тоже организует семинары по вопросам семейного образования. Но это всё тоже платно. Книги её - очень дорогие. Например, я не могу позволить себе такие траты дополнительно к учебникам. Да и когда дети минуют начальную школу, тут-то и начинаются родительские трудности: государственные программы требуют своё, ведь аттестат о среднем образовании РФ выдаётся на основе освоения государственной, а не частной программы. Пока Министерство образования не зарегистрировало ни одной программы от семейников, говорить о свободе обучения не приходится. Мы всё равно двигаемся в русле государственной программы и зажаты в рамках сроков аттестации. Вот когда будет прецедент регистрации программы хоть от одной семьи, тогда и можно говорить о состоявшемся семейном образовании в РФ. Но я не педагог, я - юрист советской формации, не сумевший в своё время перестроиться на капиталистический лад. Поэтому писать образовательные программы не в моей компетенции. Но удивляет, что этого не делают православные педагоги. Хотя, они же тоже школьные педагоги, им нужна зарплата, а решать проблемы семейников - рубить сук, на котором сидишь.

Ответить