Для начала у ребёнка должна быть мотивация к самостоятельной работе. Продумайте: какие аргументы и доводы будут именно для Ваших детей весомыми, чтобы "грызть" без устали "гранит науки". Знаете, есть такое образное выражение: подвести к водоёму лошадь можно, но станет ли она пить? Т.е. без желания "взять" знания успеха не будет. Мотивация должна быть серьёзной. Учёба - не развлечение, а начальный этап приобретения профессии, которая будет кормить часть жизни. Предложите ребёнку задуматься о том, как он будет добывать себе хлеб, когда Вы сами в старости будете надеяться на его помощь...
Второе. Без режима и железной дисциплины тоже будет плохо. Продумайте режим, напишите его, повесьте на стену, чтобы дети могли им пользоваться. Режим, предусматривающий общие моменты распорядка дня, такие как подъём, обед и отбой. Всё распишите как можно более детально, чтобы у ребёнка не возникало вопросов, в какой момент времени где он должен находиться и чем здесь он должен заниматься. Отдельно для каждого ребёнка составьте сетку занятий и тоже повесьте на стену. Так этот документ будет и сохраннее, и доступнее, и всегда на виду. Это тоже будет приучать к самостоятельности.
Столы для школьников поставьте так, чтобы, сидя на стуле, Вы одинаково хорошо видели, что именно пишет в тетради каждый ребёнок, и чтобы в любой момент Вы могли свободно дотянуться до его тетради. Это - варианты расстановки столов буквой "П","Г" с учётом освещённости рабочего места ребёнка. Очень удобно вращающееся офисное кресло на колёсиках.
Для малышей оборудуйте уголок по типу Монтессори. Свободные стены завесьте познавательными детскими географическими картами, алфавитом русским и английским, таблицами умножения, сложения, правилами дорожного движения для детей, животные домашние и дикие, растения, корабли, машины, круговорот воды в природе, картонные часы со стрелками и т.д. и т.п. из всех мыслимых и немыслимых областей знаний(только без эзотерики). А для школьников будут полезны физические и политические карты мира. Подумайте над развивающими и познавательными игрушками. Но интересные игрушки давайте только на время, когда Вы непосредственно заняты со школьниками. В другое время эти особо интересные игрушки прячьте. А ещё лучше, если младшие будут сидеть рядом и заниматься рисованием, поделками, рассматриванием и чтением книг. Если шестилетний ребёнок читает, пусть почитает и покажет книжку трёхлетнему. Обучите, именно - обучите, старшего дошкольника заботиться, обучать и развлекать малыша.
Теперь по программе. Дело в том, что программа не отягощена излишним материалом, а извращена по сути. Но при аттестации будут спрашивать по ФГОС. Тут никуда не денешься. Закон "Об образовании" в части самостоятельности и свободы выбора программы, сроков и темпов обучения детей родителями не работает никак. Родителям не дают самостоятельно решать такие вопросы, как что и в какое время будет учить их ребёнок. Семейников укладывают в прокрустово ложе школьной программы и сроков её усвоения. Но у нас есть плюс в том, что мы более эффективно можем использовать время, которое другие дети тратят на дорогу в школу и обратно, бездумное просиживание уроков, а потом выполнение (или не выполнение домашнего задания). Т.е., мы должны учиться эффективно. Не ждите от дитя усвоения материала слёту и на всю жизнь. Математика, физика, химия, русский, английский - эти предметы требуют практически ежедневной тренировки. Навык нужно вырабатывать. Упражнения нужно выполнять практически все, чтобы закрепить материал.
Теперь - САМОЕ ГЛАВНОЕ. Когда вы приступаете к изучению какой-либо дисциплины, откройте оглавление и внимательно его прочитайте. Усвойте для себя СТРУКТУРУ той дисциплины, которой в данный момент занимаетесь. Т.е., оглавление даст понятие о том круге вопросов, которые предстоит изучить. Учите не по параграфам, а по главам. Уясните с ребёнком, каков у данной дисциплины(науки) ПРЕДМЕТ изучения, т.е. чем именно занимается данная наука. На каких "китах" она стоит. Вот об этих "китах" вам поведают названия глав. Но в таких дисциплинах, как русский язык, структуру охватить невозможно, если у вас нет учебника по теоретическому курсу языка Бабайцевой или Справочника по русскому языку для школьников и абитуриентов Шкляровой. Ведь наука о русском языке не вмещается в программу одного класса и изучается систематически на протяжении 5 школьных лет. С 5 по 7 класс - фонетика, орфография, морфемика, морфология, а в 8 и 9 классах - синтаксис и пунктуация. И начинаем: чем занимается фонетика; чем занимается морфология; и т.д. Когда мы уяснили общую картину, переходим к более мелкому: в фонетике мы изучаем звуки гласные и согласные, а орфография занимается их правильным отображением на письме. Так же дело обстоит и с другими дисциплинами. Чтобы дать общее представление о дисциплине, необходимо иметь универсальные пособия по каждому предмету - справочники. С географией проще: основы укладываются погодично. С биологией примерно то же. В биологии нужно знать чётко классификацию растительного и животного мира и разбираться в различиях разных групп этих миров. А общая цель биологии - дать картину эволюционного развития и усложнения мира от простейших до приматов и человека. В любом случае, в первую очередь нужно чётко представлять себе скелет той науки, которую Вы осваиваете.
Про химию и физику. На сайте Шебашова Владислава Юрьевича (псевдоним - Борис Карлов) найдите в разделе школьные учебники учебник физики Пёрышкина в 3-х томах и Ландсберга - тоже в 3-х томах. Скачайте. Посмотрите структуру науки физики, определите круг вопросов, какими занимается эта наука. А дальше - берите блок, т.е. главу, и изучайте основные вопросы. Только обратите внимание на то, что если ребёнок не ухватит сути и не научится сам выводить формулы, то не берите физику для сдачи ЕГЭ и не поступайте в технический ВУЗ. По химии возьмите учебник Ивановой - там всё просто и доходчиво, а потом можете добавить из обычного школьного учебника.
Далее. Теперь мы занимаемся выделением основных вопросов этой науки. Названия глав в содержании и обозначат эти вопросы. Читаете не параграфами, а главами. Т.е. комплексно знакомитесь с отдельным вопросом науки. Прочитали главу - вот теперь начинаем кропотливо работать с текстом: что хотел сказать автор в определённом параграфе, какие аргументы он приводит в отдельных абзацах текста? Записываем самые важные мысли по абзацам. Выписываем в словарик незнакомые слова и учим их, как английские (особенно это касается биологии, немного меньше - географии).Записываем в тетрадь и выучиваем определения. В истории помимо словарика, определений и конспектирования текста ( краткой записи основных мыслей по абзацам), прибавляются контурные карты и лента времени. Не диктуйте конспекты ребёнку - научите его работать с текстом и писать конспекты самостоятельно. И время сэкономите, и пользы будет больше. Дети у меня работают с текстом самостоятельно, выполняют упражнения, решают задачи самостоятельно, и если на этапе решения задач случается затор - подключаемся мы, взрослые. Смотрим усвоение теории, что не понял - объясняем.
Желаем всем, подвизающимся на ниве качественного образования своих детей, Божией помощи!
Важнейшие установки для начала занятий в семье (если у нас несколько детей разного возраста)
Модератор: mariya_adm
-
- Сообщения: 145
- Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm