Такого рода проблемы стали правилом нашей действительности. И дело тут совсем не в том, что виновата школа. Школа не виновата, виновата семья. Эти процессы начинаются в семье из-за отсутствия идеологии и исторических перспектив у целого народа. Какие идеи сейчас движут народом? Созидательные? Мы вырастем и будем трудиться на благо чего? Или кого? На благо Родины? Или кому-то увеличивать капитал? Что, много справедливости мы видим вокруг? Всё для блага человека? Или мы ежедневно сталкиваемся с негативом, несправедливостью, цинизмом, преступным равнодушием власть имущих? Взрослые сами приносят домой всё это, говорят об этом, взрослые сами угнетены этим всем. Это всё передаётся детям. Можно сказать: "Не приносите домой деструктивных отношений". Но Вы же не в состоянии это сделать. Значит, нужно найти такие опоры в сознании взрослеющего ребёнка, которые бы перевесили негатив окружающего мира.
С точки зрения Ирины Шамолиной, есть психологический период "расшколивания". Но мы с этим не согласимся. Это глубокие поражения всего общества - обессмысленность будущего. Так что нам, родителям, нужно найти смысл жизни для наших детей и показать его им. Просто, чтобы им ЖИТЬ захотелось. А вот когда захочется жить, тогда и учёба, и любой труд будут в радость. Покажем настоящий смысл учёбы, покажем, как учёба прикладывается к жизни: та же химия, та же физика, русский язык. Например, химия: ремонт в доме, кухня, стирка. Геометрия: планирование дома, дачного участка, постройки, вычисление высоты крыши строения с земли. И это малая толика того, что можно показать ребёнку. Можно, например, попросить дочку написать объяснение в любви интеллигентному мальчику, потом прочесть письма великих Х1Х века к своим любимым. Будем смотреть по вечерам старые советские экранизации, исторические фильмы, разговаривать с детьми на жизненные темы и о человеческом достоинстве при свечах и пирожках. Не верьте тем, кто говорит о прогулках, кружках, развлечениях. Учёба - это каторжный труд. Те, кто гуляет - это начальная школа, но потом это аукнется попозже. Мы тоже с младшим (вроде такой талантливый!) гуляли, развивались, потом "за пять минут до аттестации" укладывали всю программу в одну неделю, сдавали всё на "пять" и были счастливы. Но это аукнулось уже в 5 классе! Нерегулярность занятий не даёт прочных знаний и не вырабатывает навыков!
Единственно, что поможет эффективнее расходовать время - принцип прохождения программы по академику М.П.Щетинину. Это "принцип погружения" в науку. Т.е. пока не освоим одну науку, не трогаем другую. Изучение учебника начинаем с оглавления. Сначала постигаем, что же именно изучает данная наука, какова структура,- это всё по оглавлению и по 1 главе учебника. И учим не по параграфу в день, а прочитываем, как роман, желательно весь учебник за день (математика и русский - по главам). Этим вы уясните общие вопросы, потом перейдёте к частностям. Переходя к частностям, схематично представьте весь предмет на бумаге. И потом нагляднее будет смотреть на этот плакат и говорить:" А вот сегодня мы займёмся вот этим вопросом (не разделом, а вопросом, потому что мы его себе ставим и уясняем) в этой науке". И тогда главы и параграфы свяжутся в единое целое. По такому принципу мы за неделю постигали географию, биологию (биологию учим, как иностранный язык, заводим словарик и учим термины), историю (делаем ленту времени параллельно для всех цивилизаций, потому и узнаём, что Елизавета Английская была современницей Ивана Грозного и т.д.), обществознание, химию. Физику, алгебру, геометрию, русский язык отрабатываем по главам и выполняем все упражнения без исключения. Сначала прочитываем весь материал главы, напр., читаем ВСЁ про треугольники, уясняем себе суть, потом отрабатываем подробности в задачах и вслух пытаемся доказать теоремы. Здесь я ведь изложила общие принципы. Пишите, дорогие читатели, если есть вопросы по отдельным предметам.
Приближается лето. Всем родителям старшеклассников совет: перед 9 классом отдых - минимальный. Начните заниматься сейчас, но грамотно заниматься, не тратя времени впустую.
Ситуация: потеря интереса к учебе у старшеклассников
Модератор: mariya_adm
-
- Сообщения: 141
- Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: Вс янв 10, 2021 12:03 am
Re: Ситуация: потеря интереса к учебе у старшеклассников
Здравствуйте! Проблема, которую вы поднимаете, очень актуальна для нашей семьи. Особенно она заметно проявляется у старшего сына (11 класс). Да, и у среднего, откровенно говоря, тоже уже (6 класс). К сожалению, пока больше вопросов, чем ответов.
Основной интерес старшего - зарабатывание денег. Аргумент против учёбы - обучение в ВУЗе не гарантирует высокий заработок (с этим трудно поспорить - действительно гарантий никто не даст). Если смотреть глубже, то тут имеем дело с проблемой ценностей. По каким-то причинам ценность денег для старшего вышла на первое место. Как решать эту проблему, пока непонятно. Разговариваем, обсуждаем другие ценности, работаем с психологом. Отчасти перекликается с тем, как вы пишете: "разговаривать с детьми на жизненные темы".
Основной интерес среднего - компьютер и гаджеты (хотя это можно сказать и о каждом ребёнке из нашей семьи). В последнее время, к сожалению, компьютер практически вытеснил другие его интересы. Конечно, в последнее время, он стал не только играть в игры, но и занялся творчеством: осваивает дизайн, создание 3d моделей, монтаж видео роликов. Тем не менее все эти увлечения тоже связаны с компьютером. И меня как родителя огорчает, что интерес сводится к одному устройству. Там - лёгкий способ получить эмоции и впечатления. Переключить на что-то иное бывает очень непросто. Тут спасибо жене - ей удаётся придумывать разные идеи: рисование на бумаге (он действительно это любит), поход в зоопарк...
Заинтересовал принцип академика Щетинина, о котором вы написали. Где можно о нём прочесть более подробно?
Вы пишете: "нужно найти такие опоры в сознании взрослеющего ребёнка, которые бы перевесили негатив окружающего мира". Для меня это ключевая мысль. Чувствую, что это очень важный момент. Пока не знаю, что это могут быть за опоры, и это материал для размышлений и поиска. Буду благодарен вам, если вы поделитесь своими мыслями на эту тему. Понял, что и сам нуждаюсь в таких опорах - видимо, начинать нужно с себя, как водится. Конечно, первое, что приходит в голову: такой опорой может быть вера. Но тут должен признать, что нахожусь в начале пути. Хотя очень хочу, чтобы со временем вера действительно стала для меня опорой. Возможно, удастся найти ещё какие-то опоры.
Основной интерес старшего - зарабатывание денег. Аргумент против учёбы - обучение в ВУЗе не гарантирует высокий заработок (с этим трудно поспорить - действительно гарантий никто не даст). Если смотреть глубже, то тут имеем дело с проблемой ценностей. По каким-то причинам ценность денег для старшего вышла на первое место. Как решать эту проблему, пока непонятно. Разговариваем, обсуждаем другие ценности, работаем с психологом. Отчасти перекликается с тем, как вы пишете: "разговаривать с детьми на жизненные темы".
Основной интерес среднего - компьютер и гаджеты (хотя это можно сказать и о каждом ребёнке из нашей семьи). В последнее время, к сожалению, компьютер практически вытеснил другие его интересы. Конечно, в последнее время, он стал не только играть в игры, но и занялся творчеством: осваивает дизайн, создание 3d моделей, монтаж видео роликов. Тем не менее все эти увлечения тоже связаны с компьютером. И меня как родителя огорчает, что интерес сводится к одному устройству. Там - лёгкий способ получить эмоции и впечатления. Переключить на что-то иное бывает очень непросто. Тут спасибо жене - ей удаётся придумывать разные идеи: рисование на бумаге (он действительно это любит), поход в зоопарк...
Заинтересовал принцип академика Щетинина, о котором вы написали. Где можно о нём прочесть более подробно?
Вы пишете: "нужно найти такие опоры в сознании взрослеющего ребёнка, которые бы перевесили негатив окружающего мира". Для меня это ключевая мысль. Чувствую, что это очень важный момент. Пока не знаю, что это могут быть за опоры, и это материал для размышлений и поиска. Буду благодарен вам, если вы поделитесь своими мыслями на эту тему. Понял, что и сам нуждаюсь в таких опорах - видимо, начинать нужно с себя, как водится. Конечно, первое, что приходит в голову: такой опорой может быть вера. Но тут должен признать, что нахожусь в начале пути. Хотя очень хочу, чтобы со временем вера действительно стала для меня опорой. Возможно, удастся найти ещё какие-то опоры.
-
- Сообщения: 141
- Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm
Re: Ситуация: потеря интереса к учебе у старшеклассников
Павел, рад началу Вашей активности на наших форумах!
По Щетинину: я сам лично бывал не один раз в его школе, пристраивал туда своих воспитанников, иногда жил по 5-6 дней, поэтому САМ ВИДЕЛ, как это работает. А вот видеоматериалы или репортажи о его школе, увы, давно не видел. Сам Михаил Петрович больше года как умер, а школу его, как мне сдаётся, разворовали. Но в душах повзрослевших детей остался и он, и тот способ жизни и познания, который он заложил. И у меня в сердце осталось яркое и глубокое впечатление от его подхода. Что помню - расскажу, спрашивайте!
По опорам. Совершенно верная мысль: не имея опор в себе, не передашь их и детям. Но у меня в семье как раз такая печаль: у нас с Татьяной опора эта есть, христианские ценности, но дети, повзрослев, их оспаривают. Есть ценность и поглубже идеологии - это любовное отношение к миру и друг к другу. Если ЭТО заложить, то и без идеологии главное в жизни сделано. Только без идеологии это будет трудно передать детям и внукам, потому что подлинная любовь выражается в жертве, и со стороны может показаться пугающе трудной. Вероятно, так получилось с нашей старшей, Настей, которая видела наши труды в равнодушной завистливой Юже, и теперь боится неблагодарности и из-за этого робка в своём служении людям.
Для меня поездка в Грецию 2011 года была в этом смысле значимой: я увидел в целом народе более любовные отношения в семье, чем это принято у нас, русских. Там люди стараются, именно усилия прикладывают к тому, чтобы много раз в день порадовать друг друга. А мы всё друг друга воспитываем, "закаляем", на место ставим и т.п. Вместо того, чтобы вместе наслаждаться общением как великим ДАРОМ БОЖИИМ.
По Щетинину: я сам лично бывал не один раз в его школе, пристраивал туда своих воспитанников, иногда жил по 5-6 дней, поэтому САМ ВИДЕЛ, как это работает. А вот видеоматериалы или репортажи о его школе, увы, давно не видел. Сам Михаил Петрович больше года как умер, а школу его, как мне сдаётся, разворовали. Но в душах повзрослевших детей остался и он, и тот способ жизни и познания, который он заложил. И у меня в сердце осталось яркое и глубокое впечатление от его подхода. Что помню - расскажу, спрашивайте!
По опорам. Совершенно верная мысль: не имея опор в себе, не передашь их и детям. Но у меня в семье как раз такая печаль: у нас с Татьяной опора эта есть, христианские ценности, но дети, повзрослев, их оспаривают. Есть ценность и поглубже идеологии - это любовное отношение к миру и друг к другу. Если ЭТО заложить, то и без идеологии главное в жизни сделано. Только без идеологии это будет трудно передать детям и внукам, потому что подлинная любовь выражается в жертве, и со стороны может показаться пугающе трудной. Вероятно, так получилось с нашей старшей, Настей, которая видела наши труды в равнодушной завистливой Юже, и теперь боится неблагодарности и из-за этого робка в своём служении людям.
Для меня поездка в Грецию 2011 года была в этом смысле значимой: я увидел в целом народе более любовные отношения в семье, чем это принято у нас, русских. Там люди стараются, именно усилия прикладывают к тому, чтобы много раз в день порадовать друг друга. А мы всё друг друга воспитываем, "закаляем", на место ставим и т.п. Вместо того, чтобы вместе наслаждаться общением как великим ДАРОМ БОЖИИМ.