Опасности и плюсы СО (семейного образования). Из письма м. Татьяны.
Добавлено: Пн апр 09, 2018 8:04 am
В одной из бесед, где рассуждалось об "опасностях" семейного образования, была высказана мысль, что при этой форме образованимя легко впасть в какой-либо крен. Семейники семейникам рознь. У всех разные цели и совершенно различные ожидания от семейного образования. Есть (и немало) такие семейники, что (это было, когда выплачивались компенсации за СО) забирали детей из школы не для того, чтобы учить их дома, а чтобы на эти компенсации ( а в один год за 3-х детей я получила 180 тыс. рублей, да ещё и за питание уже не помню сколько) отдыхать всей семьёй где-нибудь в Таиланде. Ещё примеры рассуждений: растим композиторов - зачем нам физика или словесность, да и зачем вообще вся эта школа, нам хватит и начальной. Так же рассуждают и "спортсмены". Очень большая доля семейников - религиозные экстремисты (кроме православных у нас в стране есть мусульмане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты, кришнаиты, буддисты и много-много разных оккультистов, включая сатанистов). У них тоже ведь есть дети, которые имеют право на образование. И чтобы школа не оказывала на их детей какого-либо формирующего воздействия (мы сами ведь тоже не хотим этого воздействия), они благополучно на СО формируют своих деток дома. И много-много других разновидностей целей и задач есть у родителей в СО (нам фантазии не хватит, чтобы всю эту разновекторную аудиторию переварить). Поэтому какие цели у родителей, такой и крен будет в образовании детей.
НЕ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ ПОНИМАЕТ, ЧТО ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ЭТО ФОРМАТИРОВАНИЕ МОЗГА ИХ ДЕТЕЙ. Как отформатируете мозги - так и пойдёт по жизни. Разносторонне отформатируете - будет разносторонне развитый человек с богатыми запросами ума, односторонне - узость мышления и крайне скудный набор запросов ума. Если понимать колоссальную важность КАЖДОГО из предметов для своего ребёнка, то откуда может возникнуть крен? Неоткуда ему будет взяться. Не будет у Вас никакого крена.
Все ожидают, что на семейном все должны быть отличниками. Глубочайшее заблуждение. Потому что дети разные. Например, дочка у меня закончила 9 классов на "ура", т.е. на "отлично" и иногда "хорошо". А вот следующий за ней ребёнок, сын, это что-то с чем-то. Дочку я забирала из школы с середины 6 класса и одновременно сына с середины 2-ого класса. Дочка уже еле-еле тянула на "тройки" и уже появились "двойки". Сын не умел ни читать, ни писать совершенно (хотя учительница ставила ему 4 или 5 и уверяла, что всё распрекрасно). Дома дочка просто расцвела и в московской школе (наша участковая школа) на СО стала показывать прекрасные результаты, в музыкальной школе шла по классу ф-но, скрипки и флейты. А вот с сыном было, как со сломанной тележкой в супермаркете: ты её толкаешь, а она всё норовит не туда куда надо заехать. И мы сидели с ним чуть ли не круглосуточно занимались. Просто мы предполагаем у него, в связи с поздним возрастом рождения и пренатальными проблемами, хроническое кислородное голодание головного мозга, а отсюда ММД (минимальная мозговая дисфункция). И что, он может быть у нас отличником? Разумеется, нет. Начальную школу пОтом и кровью мы закончили на "четыре" по русскому, математике, природоведению и чтению. Остальные были "пятёрки". И это благодаря тому, что дочка училась действительно самостоятельно и только спрашивала что не поняла и просила проверить тетради. Младший на тот момент в школу не ходил. Но вот когда ещё и младший в школу пошёл..., да дочка 9 класс стала заканчивать... Вот это было да!!! И, конечно, Колю на год притормозили, Ваню совершенно не учили, потому что он уже научился самоучкой и читать, и писать, и математику в пределах 1 класса знал на "отлично", все силы были отданы Насте. Если бы Коля учился в школе, то его бы перевели в коррекционную школу для умственно отсталых детей. Но СО (семейное образование) позволило ему стоять в рядах нормальных детей.
У методиста Т.В. Шкляровой есть замечательная мысль о том, что "двойка" "двойке" рознь. Нужно смотреть не столько на оценку, сколько на объективные возможности ребёнка. Ведь максимум у всех разный. Только в школе идёт "уравниловка", а СО даёт каждому ребёнку достичь максимума: у одного это будет "превосходно", у другого -"отлично", у третьего-"хорошо". И даже если у кого-то "двойка" - это тоже оценка, и для кого-то тоже свой потом и кровью заработанный максимум. Т.е. смотрите, что получается: дети разные, результаты - разные. И каждый учится по своему. Кто-то, сильный, сам идёт, а кто-то, слабый, будет висеть на ваших руках. И, пожалуйста, пожалейте слабого, пронесите его на руках пока у него не окрепнут свои ножки. Для меня СО чем и было ценно, что сильная Настя расцвела в своей самостоятельности дома, а в школе просто погибала. Слабый Коля все эти годы висел на моих руках, а в школе бы его списали к УО. А на СО он всё же хоть "тройки" получает, но прекрасно понимает в чём суть предмета и способен объясниться по каждому вопросу со знанием дела. В отличие от многих своих сверстников Коля имеет по всем вопросам своё мнение и может его обосновать.
Таким образом, СО дало ребёнку шанс чувствовать себя достойно и реализовывать себя по максимуму. Да к тому же СО не позволило глумиться над верой моих детей в школе и избавило нас от знаний "своих детских прав" и шантажа ювеналкой со стороны самих детей, учителей и проч. образовательных работников.
Неоспоримый плюс СО ещё в том, что Вы сами и задаёте задание и контролируете его исполнение, т.е. сами видите ошибки, трудности в усвоении материала, сами оцениваете уровень знаний своего ребёнка и добиваетесь того уровня, который Вам хочется. А в школе объясняете материал не Вы, даёте задания не Вы, а как в такой ситуации Вам объективно оценить знания своего ребёнка? Пробелы в знаниях Вы обнаружите только случайно. Индивидуальная работа с ребёнком равнозначна работе с репетитором. Только репетитор - Вы. И ничем не хуже приглашённого репетитора.
Видите сколько плюсов, если подходить ответственно и взвешенно, что называется "не борзяся". Если бы у нас с батюшкой был какой-то технический ВУЗ за плечами, мы бы вообще открыли бы школу "одного преподавателя". Если я со своим высшим юридическим упёрлась и выучила и учу своих детей и физике, и химии, и биологии, и русской словесности... Я учу их тому, чему меня научили в советской школе. Просто помню, как меня учили читать писать и т.д.
НЕ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ ПОНИМАЕТ, ЧТО ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ЭТО ФОРМАТИРОВАНИЕ МОЗГА ИХ ДЕТЕЙ. Как отформатируете мозги - так и пойдёт по жизни. Разносторонне отформатируете - будет разносторонне развитый человек с богатыми запросами ума, односторонне - узость мышления и крайне скудный набор запросов ума. Если понимать колоссальную важность КАЖДОГО из предметов для своего ребёнка, то откуда может возникнуть крен? Неоткуда ему будет взяться. Не будет у Вас никакого крена.
Все ожидают, что на семейном все должны быть отличниками. Глубочайшее заблуждение. Потому что дети разные. Например, дочка у меня закончила 9 классов на "ура", т.е. на "отлично" и иногда "хорошо". А вот следующий за ней ребёнок, сын, это что-то с чем-то. Дочку я забирала из школы с середины 6 класса и одновременно сына с середины 2-ого класса. Дочка уже еле-еле тянула на "тройки" и уже появились "двойки". Сын не умел ни читать, ни писать совершенно (хотя учительница ставила ему 4 или 5 и уверяла, что всё распрекрасно). Дома дочка просто расцвела и в московской школе (наша участковая школа) на СО стала показывать прекрасные результаты, в музыкальной школе шла по классу ф-но, скрипки и флейты. А вот с сыном было, как со сломанной тележкой в супермаркете: ты её толкаешь, а она всё норовит не туда куда надо заехать. И мы сидели с ним чуть ли не круглосуточно занимались. Просто мы предполагаем у него, в связи с поздним возрастом рождения и пренатальными проблемами, хроническое кислородное голодание головного мозга, а отсюда ММД (минимальная мозговая дисфункция). И что, он может быть у нас отличником? Разумеется, нет. Начальную школу пОтом и кровью мы закончили на "четыре" по русскому, математике, природоведению и чтению. Остальные были "пятёрки". И это благодаря тому, что дочка училась действительно самостоятельно и только спрашивала что не поняла и просила проверить тетради. Младший на тот момент в школу не ходил. Но вот когда ещё и младший в школу пошёл..., да дочка 9 класс стала заканчивать... Вот это было да!!! И, конечно, Колю на год притормозили, Ваню совершенно не учили, потому что он уже научился самоучкой и читать, и писать, и математику в пределах 1 класса знал на "отлично", все силы были отданы Насте. Если бы Коля учился в школе, то его бы перевели в коррекционную школу для умственно отсталых детей. Но СО (семейное образование) позволило ему стоять в рядах нормальных детей.
У методиста Т.В. Шкляровой есть замечательная мысль о том, что "двойка" "двойке" рознь. Нужно смотреть не столько на оценку, сколько на объективные возможности ребёнка. Ведь максимум у всех разный. Только в школе идёт "уравниловка", а СО даёт каждому ребёнку достичь максимума: у одного это будет "превосходно", у другого -"отлично", у третьего-"хорошо". И даже если у кого-то "двойка" - это тоже оценка, и для кого-то тоже свой потом и кровью заработанный максимум. Т.е. смотрите, что получается: дети разные, результаты - разные. И каждый учится по своему. Кто-то, сильный, сам идёт, а кто-то, слабый, будет висеть на ваших руках. И, пожалуйста, пожалейте слабого, пронесите его на руках пока у него не окрепнут свои ножки. Для меня СО чем и было ценно, что сильная Настя расцвела в своей самостоятельности дома, а в школе просто погибала. Слабый Коля все эти годы висел на моих руках, а в школе бы его списали к УО. А на СО он всё же хоть "тройки" получает, но прекрасно понимает в чём суть предмета и способен объясниться по каждому вопросу со знанием дела. В отличие от многих своих сверстников Коля имеет по всем вопросам своё мнение и может его обосновать.
Таким образом, СО дало ребёнку шанс чувствовать себя достойно и реализовывать себя по максимуму. Да к тому же СО не позволило глумиться над верой моих детей в школе и избавило нас от знаний "своих детских прав" и шантажа ювеналкой со стороны самих детей, учителей и проч. образовательных работников.
Неоспоримый плюс СО ещё в том, что Вы сами и задаёте задание и контролируете его исполнение, т.е. сами видите ошибки, трудности в усвоении материала, сами оцениваете уровень знаний своего ребёнка и добиваетесь того уровня, который Вам хочется. А в школе объясняете материал не Вы, даёте задания не Вы, а как в такой ситуации Вам объективно оценить знания своего ребёнка? Пробелы в знаниях Вы обнаружите только случайно. Индивидуальная работа с ребёнком равнозначна работе с репетитором. Только репетитор - Вы. И ничем не хуже приглашённого репетитора.
Видите сколько плюсов, если подходить ответственно и взвешенно, что называется "не борзяся". Если бы у нас с батюшкой был какой-то технический ВУЗ за плечами, мы бы вообще открыли бы школу "одного преподавателя". Если я со своим высшим юридическим упёрлась и выучила и учу своих детей и физике, и химии, и биологии, и русской словесности... Я учу их тому, чему меня научили в советской школе. Просто помню, как меня учили читать писать и т.д.