Об изображениях Бога-Отца на иконах
Добавлено: Сб мар 04, 2023 1:51 am
Свв. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит утверждали, что недопустимо изображать Бога Отца на иконе, так как мы Его не видим, в отличие от Бога Сына – Иисуса Христа, Который имеет две природы – человеческую и божественную, и Которого люди видели. Также понятны иконы святых, которые были просто людьми, которых многие видели. До рождения Иисуса Христа изображение Бога было невозможно — Бог Отец невидим и непостижим, и, следовательно, неизобразим. После рождения Иисуса Христа "неизобразимый" Бог, стал "изобразим", потому что стал человеком, во плоти, обрёл человеческое лицо, что мы и видим на иконах Спасителя.
Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. Всё же, почти в каждом православном храме такое изображение есть. Бога Отца нельзя изображать «буквально», «понятно», например, в образе человека. «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18). Каноническими (правильными) признаны изображения Бога Отца только в символическом виде. Чаще всего используется сюжет явления Аврааму трех ангелов,
так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева. Существуют разные трактовки, какой из ангелов какое из лиц Святой Троицы символизирует. Но большинство склоняются к тому, что левый ангел и есть символ Бога-Отца, потому что икона несимметрична, и оба других ангела как бы склоняют перед Ним свои головы.
К символическим изображениям относится видение пророка Даниила, который видел "Ветхого денми, сидящего на троне", каковое в каноническом русле трактуется как видение им Превечной Премудрости Божией, т.е. Слова (Сына) Божия до Его воплощения.
Вопрос об изображении Бога Отца на иконах является очень сложным и очень спорным. Он обсуждался и на Вселенских соборах, и на соборах православной церкви, в частности, на Стоглавом соборе в 1551 году и на Большом Московском соборе в 1666-1667 годах, которые постановили, что иконы Бога Отца неканонические. Всё же, почти в каждом православном храме такое изображение есть. Бога Отца нельзя изображать «буквально», «понятно», например, в образе человека. «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18). Каноническими (правильными) признаны изображения Бога Отца только в символическом виде. Чаще всего используется сюжет явления Аврааму трех ангелов,
так называемая Троица Ветхозаветная, лучшим воплощением которой в русской иконописи стала «Троица» Андрея Рублева. Существуют разные трактовки, какой из ангелов какое из лиц Святой Троицы символизирует. Но большинство склоняются к тому, что левый ангел и есть символ Бога-Отца, потому что икона несимметрична, и оба других ангела как бы склоняют перед Ним свои головы.
К символическим изображениям относится видение пророка Даниила, который видел "Ветхого денми, сидящего на троне", каковое в каноническом русле трактуется как видение им Превечной Премудрости Божией, т.е. Слова (Сына) Божия до Его воплощения.