Паломничество или туризм?
Добавлено: Пн май 20, 2019 7:32 am
Многие из молодых людей нашего прихода съездили в эти выходные, 18-19 мая, в пасхальную поездку в Москву по приглашению братства "Покров". Можно ли считать эту поездку "паломнической"? Давайте вместе подумаем, в чём отличие паломничества от турпоездки.
В старину "паломниками" называли путешественников по святым местам, первоначально - тех, кто ходил в Иерусалим. Возвращаясь со Святой земли, странники захватывали с собою памятные подарки, пальмовые ветви, диковинные для нашей Средней полосы, почему и прозвали этих путников "паломниками", то есть несущими пальмовые ветви. В известной песне иеромонаха Романа (Матюшина) метко сказано про смысл паломничества: "Там Христос проходил и следочки проследил, и семь ран Он получил". То есть целью паломников было УГЛУБИТЬСЯ в познание Господа, сопереживание Его Страданиям, соучастие в Его подвиге. Поэтому паломничество всегда было сопряжено с ПОДВИГОМ преодоления себя, своего саможаления. Странники шли как правило пешком по многу недель, не брали с собой припасов и денег, полагаясь на милостыню и Промысел Божией, часто голодали, подвергались нападениям. И возвращался оттуда человек (если ещё возвращался), как правило, очень усталым, но обновлённым, и сохранял свою укреплённую веру в течение всей жизни. Такие странники становились духовными светочами для своего окружения, потому что более глубоко понимали существо веры, понимали, что в ней - главное, стержневое, а что - второстепенное.
Понятно, что съездив на комфортабельном автобусе по храмам и монастырям, мы ещё паломниками не становимся. В лучшем случае, мы - православные туристы. Но "православные" только в том случае, если в дороге соблюдали среду и пятницу, если говели и причащались, если молитвы и приобщение к святыне были для нас главным содержанием поездки. Будем помнить, что даже обычный, не православный туризм бывает познавательным или развлекательным. И дай Бог, чтобы наше участие в "паломничестве" не скатывалось до последнего.
В старину "паломниками" называли путешественников по святым местам, первоначально - тех, кто ходил в Иерусалим. Возвращаясь со Святой земли, странники захватывали с собою памятные подарки, пальмовые ветви, диковинные для нашей Средней полосы, почему и прозвали этих путников "паломниками", то есть несущими пальмовые ветви. В известной песне иеромонаха Романа (Матюшина) метко сказано про смысл паломничества: "Там Христос проходил и следочки проследил, и семь ран Он получил". То есть целью паломников было УГЛУБИТЬСЯ в познание Господа, сопереживание Его Страданиям, соучастие в Его подвиге. Поэтому паломничество всегда было сопряжено с ПОДВИГОМ преодоления себя, своего саможаления. Странники шли как правило пешком по многу недель, не брали с собой припасов и денег, полагаясь на милостыню и Промысел Божией, часто голодали, подвергались нападениям. И возвращался оттуда человек (если ещё возвращался), как правило, очень усталым, но обновлённым, и сохранял свою укреплённую веру в течение всей жизни. Такие странники становились духовными светочами для своего окружения, потому что более глубоко понимали существо веры, понимали, что в ней - главное, стержневое, а что - второстепенное.
Понятно, что съездив на комфортабельном автобусе по храмам и монастырям, мы ещё паломниками не становимся. В лучшем случае, мы - православные туристы. Но "православные" только в том случае, если в дороге соблюдали среду и пятницу, если говели и причащались, если молитвы и приобщение к святыне были для нас главным содержанием поездки. Будем помнить, что даже обычный, не православный туризм бывает познавательным или развлекательным. И дай Бог, чтобы наше участие в "паломничестве" не скатывалось до последнего.