Доброго времени суток, отец Алексей.
Недавно прошла Дмитриевская родительская суббота, когда мы поминали наших усопших родственников и предков, православных христиан.
Однако земля Ивановской области, и нынешнего Южского района в частности была заселена
достаточно давно финно-угорскими народами - мерей , мещерой , муромой.
И наши предки в исторических масштабах стали православными христианами совсем недавно (не ранее 11 века от Р.Х.) .
Получается , что во время поминовения предков мы исключаем из памяти тех, кто жил поколениями на этих мерянских землях до принятия православия.
Посоветуйте , пожалуйста, как поминать наших предков, исконно населявших эти финно-угорские земли до принятия христианства ?
Поминание наших предков, не являвшихся христианами
Модератор: mariya_adm
-
- Сообщения: 146
- Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm
Re: Поминание наших предков, не являвшихся христианами
Здравствуйте, дорогой Максим. Сразу надо сказать, что наше родство с угро-финами не более чем гипотеза, причём совсем недавняя и не доказанная. Последние исследования Н.Н.Грибова (Ин-т археологии РАН - его статья, кстати, есть в последнем выпуске №13 нашего Пожарского альманаха, на этом сайте) показывают, что славяне не смешивались с ними, и даже их не "вытесняли" - те сами уходили в леса и жили тесными небольшими анклавами, а по рекам на свободных берегах селились славяне, потом расширяли свой ареал. Так что угро-фины вряд ли есть в Вашем роду.
Другое дело, что предки "до принятия христианства" есть у любого человека, и за них нам подобает молиться, так как мы свет видим и можем Господу служить благодаря им. Я даже дерзну предположить, что и во Христе они укоренены благодаря нашему воцерковлению, потому что Бог благоволил нам спасаться "всем родом". Мы ведь все знаем притчу Господа о нищем Лазаре и "лоне Авраамовом", на котором пребывали ветхозаветные праведники до Христа. Ничто не мешает за них помолиться. Только весь вопрос, КАК?
И вот тут суть моего ответа. Если Вы имеете ввиду "поминание" как Евхаристическое действие, связанное с выниманием персональной частицы на Проскомидии, то оно бывает только ЛИЧНЫМ - кого Вы знаете по имени. Вот знаете 6-7 колен (прадедушек прадедов) - и слава Богу, поминайте их по именам. Мы ведь обычно и добавляем (допустим, я знаю, что моего прадеда звали Силивёрст Данилович, но Данилу уже не знаю, кто он был и как отчество) - "помяни, Боже, Даниила со сродниками его". Все остальные предки соединены с ним цепью рода, и благодать через его единство со Христом распространяется и на них. Так и весь род человеческий по милости Божией имеет надежду на благую вечность, чего и Вам желаю.
Другое дело, что предки "до принятия христианства" есть у любого человека, и за них нам подобает молиться, так как мы свет видим и можем Господу служить благодаря им. Я даже дерзну предположить, что и во Христе они укоренены благодаря нашему воцерковлению, потому что Бог благоволил нам спасаться "всем родом". Мы ведь все знаем притчу Господа о нищем Лазаре и "лоне Авраамовом", на котором пребывали ветхозаветные праведники до Христа. Ничто не мешает за них помолиться. Только весь вопрос, КАК?
И вот тут суть моего ответа. Если Вы имеете ввиду "поминание" как Евхаристическое действие, связанное с выниманием персональной частицы на Проскомидии, то оно бывает только ЛИЧНЫМ - кого Вы знаете по имени. Вот знаете 6-7 колен (прадедушек прадедов) - и слава Богу, поминайте их по именам. Мы ведь обычно и добавляем (допустим, я знаю, что моего прадеда звали Силивёрст Данилович, но Данилу уже не знаю, кто он был и как отчество) - "помяни, Боже, Даниила со сродниками его". Все остальные предки соединены с ним цепью рода, и благодать через его единство со Христом распространяется и на них. Так и весь род человеческий по милости Божией имеет надежду на благую вечность, чего и Вам желаю.
Re: Поминание наших предков, не являвшихся христианами
Благодарю за ответ, отец Алексий !
По вопросу поминовения предков по церковному уставу получил ясные разъяснения.
Что касается расселения коренного финского населения на территории современной Ивановской области , то эта тема действительно больше лежит в плоскости исторической науки и краеведения.
Могу лишь , не сильно вдаваясь в подробности, упомянуть, что характер расселения финского населения был разным. В том числе были и такие группы населения , которые не перемещались с приходом славян вглубь лесных массивов или вообще на другие восточные территории.
Так, в нашем областном центре, городе Иванове, на месте нынешнего цирка и краеведческого музея находилось мерянское кладбище (археологический комплекс "Быки"), а на месте бульвара Кокуй - мерянское поселение. Археологические находки с этого мерянского кладбища были представлены в качестве экспонатов на выставке "По ту сторону реки", которая проходила в прошлом году в Ивановском краеведческом музее имени Бурылина. А мои родственники по материнской линии приехали в Ивановскую область из Костромской области, из Галича мерьского.
По вопросу поминовения предков по церковному уставу получил ясные разъяснения.
Что касается расселения коренного финского населения на территории современной Ивановской области , то эта тема действительно больше лежит в плоскости исторической науки и краеведения.
Могу лишь , не сильно вдаваясь в подробности, упомянуть, что характер расселения финского населения был разным. В том числе были и такие группы населения , которые не перемещались с приходом славян вглубь лесных массивов или вообще на другие восточные территории.
Так, в нашем областном центре, городе Иванове, на месте нынешнего цирка и краеведческого музея находилось мерянское кладбище (археологический комплекс "Быки"), а на месте бульвара Кокуй - мерянское поселение. Археологические находки с этого мерянского кладбища были представлены в качестве экспонатов на выставке "По ту сторону реки", которая проходила в прошлом году в Ивановском краеведческом музее имени Бурылина. А мои родственники по материнской линии приехали в Ивановскую область из Костромской области, из Галича мерьского.