Среди ключевых речений Нагорной проповеди Господа есть такие слова: "Не мечите бисер перед свиньями, а то могут, растоптав, обратиться на вас". Здесь Иисус Христос призывает нас очень тщательно относиться к вопросу, КОМУ мы собираемся передать сокровища нашей веры, с кем поделиться ценностями. Да, печальный опыт показывает, что есть немало людей, у кого наша проповедь Православия может вызвать лишь агрессию. Что же от нас требуется, чтобы не оказаться повинными в напрасном искушении людей?
Первое. Надо сначала почувствовать аудиторию, узнать язык, на котором с ней можно общаться. Язык, имеется ввиду, и в буквальном, и в переносном смысле. О буквальном: владыка Августин (Анисимов) как-то рассказывал, что ему приходилось читать лекции о Православии в Германии, в институте. Вероятно, переводчик (германский) не мог адекватно перевести, потому что ключевые мысли, идеи и образы, которые всегда затрагивали русскоязычную аудиторию, почему-то оставались на этот раз без отклика. Но нам кажется, что здесь дело не только в переводе, а в том, что у каждого народа или даже культуры (сейчас чаще говорят, цивилизации) есть своя система ценностей, например, мы сейчас "мутируем" об советского общества к обществу потребления. Если бы он без переводчика обратился бы с этими же идеями и приёмами к людям, собранным на рок-концерте, думается, тоже бы отклика не встретил. Прежде чем работать с аудиторией, надо хорошо понять, что может вызвать её отклик, на каком уровне с ней работать. Ещё апостол Павел говорил о том, что нельзя давать твердую пищу младенцам, и пример показал, проповедуя в Афинах (где увидел жертвенник Богу Неведомому). Безусловно, от нас самих требуется значительная глубина, чтобы на предоставленном уровне сформулировать такие фундаментальные реальности, которые лежат в основе православного мировоззрения. Добрый тому пример - разработанный А.Камкиным в Вологде курс "Истоки" для 2-8 классов, где просто и глубоко представлены основные смыслы русского мировосприятия, от семьи и дома - до идеалов, героев и веры.
Второе. У слушающих должна быть ГОТОВНОСТЬ услышать, они не должны быть безразличными. А это зависит от духовной атмосферы общества. По притче Господа о сеятеле, слово Божие должно попадать в добрую почву, где хотя бы есть возможность прорасти. Вот эта способность человека УСЛЫШАТЬ голос совести стала в наш век мишенью манипуляторов. Не случайно с 30-х годов ХХ века наблюдается такое повышение спроса на психологию: теневые хозяева мира взяли на вооружение заявленную Фрейдом энергийную парадигму, научились управлять сознанием масс. Дело в том, что свободной и сознательной личностью управлять невозможно, у неё есть совесть, и убеждать непросто, надо самому быть на уровне. А вот стадом управлять легче, поэтому с конца 40-х годов над разработкой методик оскотинивания масс и их реализацией работают целые психолаборатории и институты. Им надо всё сделать, чтобы христианское мировоззрение и его нравственные ценности ассоциировались бы с "мрачным Средневековьем". Чтобы человек даже и не успел задуматься, зачем он живёт. Чтобы притупить его нравственный инстинкт. И они в этом преуспевают. Создано "общество потребления". "Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". Точно так же и нам надо знать, обоснованно, научно, КАК СДЕЛАТЬ ДУШИ ВОСПРИИМЧИВЫМИ к духовной реальности. Что является предпосылками формирования нравственного чувства?
Среди наук, изучающих человека - психологии, социологии, антропологии и мн.других - не случайно царит хаос в теориях и мнениях, он создан целенаправленно, надо размыть критерии истины. Психологию ещё сто лет назад "оторвали" от философии, хотя они безусловно тесно взаимосвязаны. Но, слава Богу, в нашей науке ещё немало верующих учёных. Наиболее обоснованной среди разных психологических концепций нам представляется подход д.пс.н. Н.И.Непомнящей (недавно почившей), которая выделяет систему 5 "базовых оснований личности", определяющих "конфигурацию" души, сами её способности и перспективы. Они стихийно закладываются в душу ребенка семьёй и школой и, как правило, не в лучшем виде. Назовём хотя бы два. Во-первых, это такое образование в возрасте 6-7 лет как "ценностность", представленность в сознании ребёнка той сферы или тех сфер душевного бытия, в которых он ощущает способным реализовать себя. Узость, однобокость её создает огромные психологические препятствия в дальнейшей жизни, вплоть до психопаталогии, а её широта, универсальность - создаёт предпосылки не только успешности, но и расцвета высших человеческих способностей. Во-вторых, это отношение "Я-другой", представленность Другого в сознании ребёнка. При низких уровнях такого отношения у ребёнка возникают не только огромные трудности в общении, но это чревато личными трагедиями. В целом, выдвинута совершенно верная и актуальнейшая задача - научиться сознательно закладывать фундамент для высших типов нравственного характера человека. Если мы научимся создавать в своих и детских душах "добрую почву" для Слова Божия, научимся их сохранять от сорняков, какой же добрый урожай может вырасти на радость родителям и всему миру.
Мы ждем Ваших откликов для начала ДИАЛОГА!
О готовности услышать
Модератор: mariya_adm
-
- Сообщения: 145
- Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm