Святая Святым

На этом форуме Вы можете задавать отцу Алексию, настоятелю Свято-Смоленского храма, свои вопросы. Отец Алексий много лет проработал в самой обычной школе, преподавал в светских ВУЗах, поэтому вопросы ему можно задавать САМЫЕ РАЗНЫЕ.

Модератор: mariya_adm

Ответить
Davidyu
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Вс окт 27, 2019 12:46 am

Святая Святым

Сообщение Davidyu » Чт ноя 21, 2019 12:50 am

Что означают в Божественной Литургии, слова из уст священника: Святая Святым?
Какая Святая, и каким Святым?
О чем идёт речь?

отец Алексий
Сообщения: 135
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2018 2:10 pm

Re: Святая Святым

Сообщение отец Алексий » Вс ноя 24, 2019 2:38 pm

Этот вопрос считаю важным для всех, потому что эти слова - кульминация Литургии, главной нашей службы. А произносятся они тогда, когда "совершительная" часть Таинства Евхаристии подходит к концу, и эти слова священник восклицает прямо перед тем, как наступает пауза с пением Причастного стиха и откроются Царские врата для общего причащения всех из Евхаристической Чаши. При это он поднимает только что освященного Агнца вверх и произносит эти слова, чтобы преломить Его сначала на 4 части, а потом каждую (кроме первой, которая кладётся в Потир) раздробить по числу причащающихся.

Чтобы понять первое слово, надо немного знать грамматику церковно-славянского языка. "Святая" в данном случае не имен. падеж женского рода единств. числа, а множественное число среднего рода, то есть можно перевести: "всё святое".

И, конечно, самое интересное, почему "святым", ведь мы все при подготовке к причастию как раз думаем о своей греховности и недостоинстве. Дело в том, что слово "святой", точнее, само это понятие, имеет другое изначальное значение, чем мы привыкли считать в нашей христианской практике. Ведь для нас "святой" - значит совершенный, безгрешный, подобный Богу. Но надо вспомнить, что понятие святости гораздо древнее, чем христианская вера, по крайней мере, на пару тысяч лет. Что же в древности означало слово "святой?" У евреев термин для этого в языке есть"КДШ", кадеш, что в буквальном переводе означает "отделённый". Именно в этом смысле святой апостол Павел (а он, как известно, был учеником раввина Гамалиила и настоящим знатоком иудейской веры и обрядности) пишет в своём послании, обращаясь ко всем христианам: "отлучайтесь всякой нечистоты и ходите в святости", "старайтесь иметь мир со всем и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12, 14). А апостол Пётр вообще говорит необычайно смело для выходца из иудеев: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет" (1 Пет.2.9). И это действительно так по нашему учению: в Крещении мы уже все посвящены Христу, потому уже святы, как святы Евхаристическая Чаша, и использовать её, чтобы попить чаю, уже нельзя. Так и мы святы, потому что живём не для себя, не для земного счастья, а как воины Христовы. И вот нам, таким, Богу посвящённым, и предназначается только что освящённая святыня, Тело и Кровь Христовы.

Ответить