История храма

Первым письменным упоминанием о существовании храма в деревне (селе) Мордовском, что недалеко от Холуя, надо считать памятную надпись святителя Илариона, митр.

Суздальского на вкладном в этот храм типиконе 1695 г. издания.

Хотя датировка надписи повреждена (сохранилось указание на 1 декабря, а год – вырван)i, однако крайней границей вкладной надписи является 1706 год. Кончина святителя наступила

14 декабря 1707 г., но с сентября месяца г. он уже был освобождён от руководства кафедрой.

Кроме того, известно о тяжёлой болезни его (полной слепоте святителя) с 1704 года, поэтому

с большой долей вероятности можно считать, что надпись сделана либо в конце XVII века, либо

в самом начале XVIII (особенно, если учесть «форму» надписи – по нижнему полю целого ряда следующих

друг за другом листов, - так вряд ли бы надписывал слепой человек). В этой надписи упоминается

как название храма – в честь Казанской иконы Божией Матери, так и имя служившего там иерея – Пётр.

Служил ли кто в этом храме до него, - пока не известно.

Требуется большая работа в архиве Суздальской консистории,

хранящемся в ГАВО. Даже зная о постройке здесь новой Спасской церкви (1742), мы не можем сказать,

открылось ли дополнительные священническое и причетническое места. Скорее всего, раз она сначала

была названа холодной (т.е. без отопления, для служения только летом) одним и тем же причтом служили поочерёдно в каждой из церквей.

Из тех, кто служил в храмах с. Мордовского во второй половине XVIII века, мы пока можем назвать только два имени.

Во-первых, это священник Илья Семёнов, отставленный от службы в 1805 году «за старостиюлет»ii.

В «Диариуме» крестьянина деревни Сергеевой Сильверста Иудина упоминается о его кончине 22 апреля 1807 года в

понедельник перед Радоницейiii. На основании того, что ему при кончине было 72 года, мы можем определить

годом его рождения 1735-36. Была ли церковь в Мордовском единственным его местом служения (и тогда, вероятно,

первым служителем во вновь построенной  Казанской церкви был его отец Симеон), мы не знаем, надо попытаться выяснить.

В списках лиц, живших в Николо-Борковской пустыни «по вдовству и желанию своему» в начале XIX века,

упоминаются диакон мордовской церкви Николай Андреев, 1755 года рождения, и пономарь той же церкви Борис Захаров,

1760 года рожденияiv. Первый закончил свою службу в Мордовском в 1801 году, второй – ещё в 1800. Они, вероятно,

и были главными помощниками покойного о. Илии по службе. Здесь же упоминается дьячок Моисей Андреев, очевидно,

брат дьякона Николая, который служил в Мордовской церкви после Бориса до 1805 года, то есть до начала строительства каменной церкви.

Как известно, с 1805 года в Мордовском стала строиться новая каменная церковь (заложена 24 сентября, согласно Диариуму).

В литературе можно встретить годы окончания её строительства 1806, 1808, но от Сильверста Иудина мы узнаём, что она

была освящена лично епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом только 17 июня 1813 года.

Путаница возникла оттого, что Казанский придел в низкой каменной части здания (которая, очевидно, была построена вперёд)

был освящён на праздник Казанской иконы и стал действовать с 22 октября 1806 года.

Список лиц, служивших в Казанской, а затем в Спаса-Нерукотворного церквях Мордовского в XIX веке восстановлен практически полностью.

В Государственном архиве Ивановской области имеется коллекция метрических книг церквей Вязниковского уезда Владимирской губернии,

в том числе Казанской (Спасской) церкви с. Мордовского с 1802 по 1919 гг. (Фонд 1156, описи 1 и 3). В согласии с

ДиариумомСильверста, здесь назван преемник о. Илии священник Алексий Петров, прослуживший до 1822 года и скончавшийся 11 июняv. 

Вместе с ним, точнее, и с ним, и до него с о. Илиёй, службы в храме справляли пономарь Пётр Петров (вероятно, брат о. Алексия) и

дьячок Николай Егоров. Первый прослужил (до своего перевода) в Спасской церкви до 1825 года, второй – до 1839. Очевидно, в

связи с активизацией приходской жизни в новой каменной, более пространной церкви, в 1806 году к причту был причислен новый

служитель дьякон Иван Семёнович Агаров (1781 г. рождения), прослуживший здесь бессменно почти 35 лет и скончашийся 18 января 1844 года.

Согласно актовой записи в метрической книге, он был погребён здесь же, при церкви.vi

Когда в 1822 году внезапно скончался о. Алексий, вместо него консисторией был назначен временно служащим иеромонах Лука Семёнов

(точных данных о его монашестве нет, но Сильверстом Иудиным он назван «викарным», т.е. присланным от Владыки, а обычно присылали иеромонахов),

который, не исключено, мог быть родным братом дьякона Иоанна. На следующей год 31 мая в

Мордовское был прислан для постоянного служения священник Иван Ефимович Бережков, который прослужил здесь 32 года до 1856 года и потом был,

вероятно, отправлен в один из монастырей на покой. При нём пономарём (то есть помощником по алтарю и ризничим) состоял сначала пожилой

Пётр Петров, а через два года в 1825 году его сменил юный пономарь Харлампий Алексеевич Минервин (1811 г. рождения),

верою и правдою прослуживший в алтаре прихода немного меньше 50 лет вплоть до 1872 года. Актовая запись о его смерти

была сделана 5 января, в ней сказано, что он «скончался 62 лет от чахотки и погребён при этой же церкви».vii

Как мы помним, ещё при о. Илие дьячком в деревянной тогда Казанской церкви стал служить Николай Егоров.

Вероятно, по достижении преклонных лет он был отправлен в 1839 году на покой, а на его место с 1840 года

заступил Пётр Григорьевич Святухин. С этого же времени на приходе появился и новый дьякон Яким Семёнович Харламов,

который мог быть и родным братом уже служившего здесь Ивана (по записи в метрической книге он был назван по имени родителя своего

Иваном «Семёновым», а фамилии священнослужителям стали присваивать только в 20-30 годы XIX века в духовных семинариях, отчего родные

братья могли получить разные фамилии). Тем более, что причина смерти о. Иоанна не указана («неизвестно от чего»), значит,

он мог долго болеть перед смертью, каковое предположение и объясняет, почему некоторое время на приходе было 2 дьякона.

Мы пока не знаем, по какой причине, но в 1856 году Владимирская консистория назначила в Спасскую церковь нового молодого

священника, Петра Ивановича Богословского, 1833 года рождения. Подробности его биографии ещё предстоит выяснить.

Куда был переведён о. Иоанн и где и как служил до своей кончины пока не знаем тоже. Отец Пётр тоже немало прослужил

на мордовском приходе, практически 30 лет. По данным метрических книг, 16 июля 1860 года у священника Петра Ивановича Богословского и

жены Пулькерии Ивановны родился сын Павелviii, будущий настоятель Мордовской церкви. Отец Пётр прослужил бы и дольше,

но в возрасте «52 лет 13 декабря скончался от брюшного тифа», как говорится в актовой записи церковной метрической книги за

1885 годix. Дьячком во время его служения продолжал быть Пётр Святухин, а с 1863 года его место заступил Михаил Жданов.

В 60-е годы XIX века в Российской империи происходили многие реформы управления, в том числе и церковная. Должности

дьяконов по сельским приходам были упразднены, отчего Яким Харламов служил здесь только до 1865 года, а потом,

лишившись по указу Синода содержания, куда-то уехал доживать свой век. Должность дьячка стала теперь именоваться

«псаломщик». Михаил долго вычитывал службы в мордовской церкви, почти 30 лет, а когда в 1891 году был по возрасту

заменён на более молодого служителя, по ревности своей к службе остался здесь «псаломщиком заштатным».

После внезапной кончины родителя в Спасскую церковь был назначен сын о. Петра – Павел Петрович Богословский.

Нам пока неизвестны страницы его предшествующей биографии, но он был в это время, очевидно, совсем молодым священником,

25 лет от роду. Он прослужил в храме до 1919 года в течение 34 лет. Во время его служения псаломщики почему-то стали часто меняться,

буквально через каждые 5-7 лет: Иван Колеров (1891-1897) и Иван Колпский (1897-1900), Александр Крестовоздвиженский (1900-1907) и

Александр Карпинский (1907-1914).  В 1914 году на место псаломщика заступил Павел Введенский, который был в 1915 году взят на фронт 1

Мировой войны, но, вернувшись в 1918 г., снова заступил на своё место. Дальнейшие сведения о судьбе причта Спасской церкви от, кто-то

пел и читал, кто-то топил печи, убирался и сторожил. Их имена ещё можно было бы восстановить. Например, одно из имён (смотри фото 2) -

Василий Фёдорович Латышев (1876-1939), церковный староста села Мордовское. В 1930 г. был раскулачен, сослан на Урал вместе с сыном

Фёдоромx. Потом, в середине 30-х, церковь была закрыта, святыни, иконы и имущество частично уничтожены (как это водилось у большевиков),

частью разобраны по домам сохранивших веру прихожан. Самое печальное, что после войны был целенаправленно, вандальски уничтожен

богатейший некрополь церковного кладбища. В здании церкви устроили склад и гараж, но фрески ещё долго сохранялись в хорошем состоянии,

даже теперь можно разобрать некоторые сюжеты. Храм ждёт наших трудов, как по дальнейшему восстановлению имён, так и по благоустройству

территории и самого здания.

Резюме с небольшими дополнениями:

до 1805г.  - священник  Илья Семёнов

Священник Илья Семенов (1736-1807), заштатный с 1805 г.

Дьячок Максим Андреев 53, с 1801 по 1805 гг., заштатный с 1805 г.

Священник Алексей Петрович Соров 29, с 1805 г. из семинарии, сын священника с. Назарьево Ковровского уезда Петра Матвеева. Его сыновья Кирилл 5, Харлампий 1.

Диакон Иван Семенович Агарев 29, с 1805 г. из семинарии, сын диакона слободы Холуй Семена Иванова.

Дьячок Егор Николаев 32, с 1801 г. из дьячков с. Ряполово Ковровского уезда, в 1795 г. – пономарь с. Годуново Александровского уезда. Его сын Семен 1.

Пономарь Петр Петров 26, с 1800 г. из дьячков с. Мыт Гороховецкого уезда, сын священника с. Мугреев

Диакон Николай Андреев – род. 1755, заштатный с 1801 г., определен в братство Борковской пустыни. Его сын Федор – род.1792 г., дьячок с. Ильинское-Телешово Шуйского уезда (с 1808 г.).о-Спасское Вязниковского уезда Петра Иванова.

Харламов Иоаким Семенович, окончил ВДС (1842), диакон с. Мордовское Вязниковского уезда (1844-1866), священник с. Бутылицы Меленковского уезда (1866-1888), за штат (1888).

в начале XIX века, упоминаются диакон мордовской церкви Николай Андреев,

1755 года рождения, и пономарь той же церкви Борис Захаров, 1760 года рождения.

Первый закончил свою службу в Мордовском в 1801 году, второй – ещё в 1800.

Они, вероятно, и были главными помощниками покойного о.Илии по службе. Здесь же упоминается дьячок Моисей Андреев, очевидно, брат дьякона Николая, который служил в Мордовской церкви после Бориса до 1805 года, то есть до начала строительства каменной церкви.


имя дата должность примечания
------------------------------------------- ---------------------- ----------------------
пётро петров с 1800 до 1825 пономарь  
борис захаров до 1800 пономарь  
николай андреев до 1801 диакон  
максим андреев с 1800 до 1805 дьячок  
иван семёнович агаров с 1805 до 1840 диакон  
алексей петрович соров с 1805 до 1822 священник  
илья семёнов до 1805 священник  
моисей андреев до 1805 дьячок  
николай егоров до 1839 дьячок  
иван ефимович бережков с 1824 до 1856 священник  
харлампий алексеевич миневрин с 1825 до 1872 пономарь  
пётр григорьевич святухин с 1840 до 1863 дьячок  
яким семёнович харламов с 1840 до 1865 диакон  
пётр иванович богословский с 1856 до 1885 священник  
михаил жданов с 1863 до 1891 священник  
павел петрович богословский с 1891 до 1919 священник  
иван колеров с 1891 до 1897 псаломщик  
иван колпский с 1897 до 1900 псаломщик  
александр крестовоздвиженский с 1900 до 1907 псаломщик  
александр карпинский с 1907 до 1914 псаломщик  
павел введенский с 1818 псаломщик  
       
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
примечания:
павел введенский был призван на фронт во время первой мировой войны в 1915 и вернулся к служению в 1818.
так же имеется упоминание о священнике фёдоре кузьмине, который служил в храме с. мордовское с 1754 года, но информации о нём сохранилось мало.