|
Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее14 августа - праздник Креста Господня (в народе - 1й медовый Спас)
1 августа по церковному юлианскому календарю (соотв. 14 августа по н.ст.) Православная церковь празднует Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник возник в 1164 г. в память избавления Константинополя от эпидемии. Тогда на улицы византийской столицы была вынесена большая частица самого Креста Господня, обретённого, как Вы помните, святой царицей Еленой в 330 г. Он был распилен на неск. частей, одна из которых потом досталась нашей правительнице княгине Ольге, а самая большая часть оставалась в Константинополе. После целого дня молебнов и слёзных просьб об избавлении от близкой смерти эпидемия утихла. В благодарность Господу была составлена особая праздничная служба, которая была переведена и на славянский язык и вошла в круг ежегодных памятей нашей церкви. В народном календаре этот праздник называется "Первым, медовым Спасом". В нашем храме в Ст.Юже в этот день будет совершаться Акафист Кресту Господню с водосвятием, начало в 8.30. Планируется освящение домашнего мёда. 2024 г. 10 августа - память Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, престольный праздник нашей Свято-Смоленской церкви
28 июля по юлианскому календарю (10 августа нового стиля) Русская православная церковь совершает память Смоленской иконы Божией Матери, именуемой в Византии, на месте её происхождения, Одигитрией. Этому чудотворному образу посвящён главный придел нашей Свято-Смоленской церкви в Старой Юже, что произошло в 1795 году по решению правящего архиерея Владимиро-Суздальской митрополии епископа Виктора (Онисимова), который при строительстве каменного здания (вместо обветшавшей деревянной Никольской церкви) благословил её именовать Смоленской. Этим богодухновенным решением Владыка подчеркнул значение явления бронзовой иконы Одигитрии, происшедшего предположительно в конце XVII - начале XVIII века, потому что только в 1735 г. упоминается название Смоленского придела. Сама Матерь Божия подтвердила духовную значимость такого решения, явившись (уже после утраты явленного образа в революционном вихре) в Юже в 1996 году в огне печи и даровав снова бронзовую икону Одигитрии, только уже в двух ромбах, в виде Неопалимой Купины и утвердив свой дар через чудесное обретение отпечатка этого образа на сосновом полене. Чудотворность образа (названного архиепископом Амвросием "нерукотворным отпечатком") была подтверждена на лесных пожарах весны и лета 2010 года. Ради прославления чудных дел Божиих на южской земле мы с этим отпечатком с 2017 года стали совершать Южский многодневный богородичный крестный ход, объединяющий православных всех приходов южского благочиния и некоторых прихожан палехского и савинского благочиний. Он всегда проходит с 1 августа и завершается накануне престольного праздника Свято-Смоленской церкви, 9 августа, обхождением с храмовыми святынями самого города Южи по его окраинам. На крестном ходе также присутствует святой образ "основателя" святости ивановской земли, князя-страстотерпца Феодора Стародубского (+1330), в подготовку 700-летнего юбилея страдания которого вносит свою лепту и наш крестный ход. Итоги хода нынешнего 2024 г. отражены в соотв.блоке в разделе Приходская жизнь (подраздел "Наша община и общество") https://old-yuzha.ru/ob_.html 2024 г. Вот уже заканчивается наш Богородичный крестный ход
С 1 по 8 августа мы должны пройти около 190 км. 6 августа мы обычно подходим к самой удалённой от Южи точке - Свято-Езерскому монастырю, к которому приходим к началу Божественной Литургии. На снимке - переход через речку Серзух, впадающую в Клязьму недалеко от д. Глушицы. Там мы проходили в воскресенье, 4 августа, один из самых трудных переходов крестного хода. Самым трудным днём, однако, получилось 2 августа, когда мы от Хотимля пошли на Алексино, по краю Огарева болота. Этим дождливым летом оно поднялось, и где мы в прошлом году, прорезав заросли кустов (выросшие за 30 лет пустования дороги), прошли почти всухую, в этот раз брели по колено в болотной жиже, да ещё дождь поливал сверху. Хорошо, на ночлеге в Горячево настоятель прислал нам сушильные нагреватели, и паломники смогли посушить свою одежду, и все утром молились в храме Рождества Богородицы, где были мощи кн. Феодора Стародубского. Его молитвами никто не заболел. С 3 августа погода наладилась, и идти стало намного веселее - ведь солнце прообраз присутствия Бога в нашей жизни! 6 августа особо многолюдную встречу нам организовал новый настоятель Свято-Никольского прихода в Мугреево-Никольском о. Георгий, мы ему очень благодарны! 7 и 8 августа для службы на Малой Ламне (там сначала было вечернее богослужение, а утром 8-го - Божественная Литургия) р. Б. Николай Сотсков помог нам переправиться через широкое Ламенское озеро. Сегодня, 9 августа, обходим саму Южу, чем и заканчивается наш общий более чем 200-километровый маршрут. 2024 г. Память святых царственных мучеников
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года произошло "убийство века" - без суда и следствия были убиты все 7 членов семьи последнего русского императора Николая Второго, включая несовершеннолетних детей 14-летнего Алексея и 17-летнюю Анастасию, а также четверо их верных их слуг (3 мужчин, включая врача Евгения Боткина, и 1 женщина). Командовал расстрелом Яков Юровский, но неофициальные указания шли от самого Свердлова. Тела были зачем-то тайно увезены и подвергнуты попытке уничтожения огнём и кислотой. Это весьма основательно заставило следователя А.Соколова подозревать, что убийство носило ритуальный характер и головы членов семьи были отрезаны и увезены заказчикам изуверского акта в Соединённые Штаты. Видимо, потому и царит до нашего времени нездоровый ажиотаж в попытке приписать царственным мученикам чьи-то останки из Поросёнкова Лога (там черепа в сохранности, но зубные кости не соответствуют медицинским картам членов семьи). По непреложным свидетельствам церковной полноты (о множестве чудес) все семь членов семьи были канонизированы на Поместном соборе РПЦ 2000 года как старстотерпцы, а в 2016 г. был канонизирован врач-страстотерпец Евгений (Русской Зарубежной церковью это было сделано в отношении всех 11 расстрелянных ещё в 1981 г.). Их страдания были при всём том и духовной победой, потому что они нашли силы отнестись ко всему происходящему в Истине Христовой любви - они не ответили злом на зло, приняли Чашу смерти как из рук Самого Господа, с доверием Своему Создателю, а потому оказались СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ. Они - соучастники Христовой победы.
В нашем храме в честь страданий и духовной победы царственных мучеников было совершено НОЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Будем и впредь почитать подвиг небесных властителей нашего многострадального Отечества! 2024 г. 7-е воскресение по Пасхе - память св. отцов I Вселенского собора
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми и созывались Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, человек безмерной гордыни и честолюбия, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворён Отцом во времени. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин Великий (память 21 мая/3 июня) решился созвать Вселенский Собор. В 325 году в город Никею прибыли 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран. Среди них было много исповедников, пострадавших во время гонений, совсем недавно вернувшихся с каторги и носивших на телах следы истязаний. Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии ставшим его преемником, тоже патриархом Александрийским (память 2/15 мая), ревностным борцом за чистоту Православия, за что и назван был Великим. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6/19 декабря и 9/22 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12/25 декабря) и другие, почитаемые Церковью святые отцы. Председательствовал на Соборе император Константин Великий. В своей речи на Соборе он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной брани несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией". Отцы Собора осудили и отвергли ересь Ария и утвердили непреложную истину (догмат) о том, что Христос есть Сын Божий и Бог, единосущный (т.е. равный, а не "подобосущный", как хотел навязать своё мнение Арий) Отцу и Духу, то есть обладает Той же Божественной Природой, что и Отец. Догмат ясно и кратко изложен в первых семи членах Символа веры. В 381 году Второй Вселенский Собор в Константинополе дополнил Символ веры, принятый в Никее, ещё пятью членами, после чего символ веры стал называться Никео-Цареградским (или Никео-Константинопольским). И поныне он используется в богослужении большинства христианских Церквей. После решения главного догматического вопроса Собор принял ряд других правил, по которым до сих пор живет наша Церковь (о вычислении даты праздника Пасхи, о том, чтобы священникам быть женатыми, о перенесении начала Нового года и других). 2024 г. С праздником Святой Троицы, днём Св. Пятидесятницы!
Пятидесятый день после Светлой Пасхи, если саму Пасху считать первым днём - тоже Воскресение. Это тот самый день, в который на святых апостолов сошёл в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы Сам Святой Дух, в виде огненных языков. Говоря мирским языком, это - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ на земле. Апостолы, ученики Христовы в этот час из земного сообщества превратились в начаток Церкви Христовой, стали частью таинственного Богочеловеческого Организма (вспомним образы Лозы и ветвей или Невесты с Женихом). Мы не случайно употребили слово "Рождение", п.ч. Сам Господь сказал Никодиму: "подобает вам родиться свыше". В момент рождения нового человека что происходит? - из "плода" матери он становится самостоятельным организмом. Так и Церковь: её "зародыш", апостольская община, была пусть Богом благословлённым, но человеческим коллективом. В момент Сошествия Святого Духа сердца апостолов, открытые для веры, были наитствованы так, что в них стал жить Сам Бог, Дух Святый. И Он открыл нам тайну будущего века, когда мы люди, созданные казалось бы каждый сам по себе, станем частью Богочеловеческого бытия, Телом Христовым, потому что в нас будет жить и действовать сила Церкви, благодать Святого Духа. Потому мы именно РОЖДАЕМСЯ в купели Крещения. В нас начинает действовать Божественная жизнь. Вот почему так важно причащаться, и почаще - чтобы поддерживать в себе этот залог Жизни будущего века. Христос воскресе, мои драгоценные!
Поздравляю вас, дорогие наши прихожане и доброжелатели прихода, со Светлой Пасхой Христовой!!! Воскресение Христово, воистину, праздников праздник, сердцевина нашей веры, ведь, по слову св.апостола Павла, "если Христос не воскрес, то тщетна наша вера". Именна эта вера есть таинственный источник духовной силы нашего народа, всех неформальных членов нашей Церкви. Христос освободил нас и от рабства греха, и от страха смертного, потому что явил Собою торжество Божественной Любви над всеми формами зла. Эту неизреченную радость о всепобеждающей Жизни трудно выразить адекватно, все слова слабы для того, когда видишь, как "жизнь жительствует". Христос воскрес, дорогие! В этом году нас, встречающих Пасху неочным богослужением и Причащением, было около 30 человек, + 4, кто не смогли причаститься. А днём, после Обедницы, впервые за последние 14 лет, состоялся пасхальный праздник Воскресной школы. Попразднство Пасхи продолжается 39 дней (40, если включать саму Пасху), до Вознесения. И во все эти дни звучит в храмах и на улицах между христианами радостное приветствие: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" А в последний его день, в среду перез Вознесением, служится снова последование пасхальной заутрени, для обновления и закрепления пасхальной радости на весь предстоящий год. Ждём Вас на наших службах. 2024 г. |
|