Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


7-е воскресение по Пасхе - память св. отцов I Вселенского собора

              С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми и созывались Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, человек безмерной гордыни и честолюбия, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворён Отцом во времени.

                Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин Великий (память 21 мая/3 июня) решился созвать Вселенский Собор. В 325 году в город Никею прибыли 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран. Среди них было много исповедников, пострадавших во время гонений, совсем недавно вернувшихся с каторги и носивших на телах следы истязаний. Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии ставшим его преемником, тоже патриархом Александрийским (память 2/15 мая), ревностным борцом за чистоту Православия, за что и назван был Великим. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6/19 декабря и 9/22 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12/25 декабря) и другие, почитаемые Церковью святые отцы. Председательствовал на Соборе император Константин Великий. В своей речи на Соборе он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной брани несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".

                 Отцы Собора осудили и отвергли ересь Ария и утвердили непреложную истину (догмат) о том, что Христос  есть Сын Божий и Бог, единосущный (т.е. равный, а не "подобосущный", как хотел навязать своё мнение Арий) Отцу и Духу, то есть обладает Той же Божественной Природой, что и Отец. Догмат ясно и кратко изложен в первых семи членах Символа веры. В 381 году Второй Вселенский Собор в Константинополе дополнил Символ веры, принятый в Никее, ещё пятью членами, после чего символ веры стал называться Никео-Цареградским (или Никео-Константинопольским). И поныне он используется в богослужении большинства христианских Церквей. После решения главного догматического вопроса Собор принял ряд других правил, по которым до сих пор живет наша Церковь (о вычислении даты праздника Пасхи, о том, чтобы священникам быть женатыми, о перенесении начала Нового года и других).

2024 г.



С праздником Святой Троицы, днём Св. Пятидесятницы!

Пятидесятый день после Светлой Пасхи, если саму Пасху считать первым днём - тоже Воскресение. Это тот самый день, в который на святых апостолов сошёл в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы Сам Святой Дух, в виде огненных языков. Говоря мирским языком, это - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ на земле. Апостолы, ученики Христовы в этот час из земного сообщества превратились в начаток Церкви Христовой, стали частью таинственного Богочеловеческого Организма (вспомним образы Лозы и ветвей или Невесты с Женихом). Мы не случайно употребили слово "Рождение", п.ч. Сам Господь сказал Никодиму: "подобает вам родиться свыше". В момент рождения нового человека что происходит? - из "плода" матери он становится самостоятельным организмом. Так и Церковь: её "зародыш", апостольская община, была пусть Богом благословлённым, но человеческим коллективом. В момент Сошествия Святого Духа сердца апостолов, открытые для веры, были наитствованы так, что в них стал жить Сам Бог, Дух Святый. И Он открыл нам тайну будущего века, когда мы люди, созданные казалось бы каждый сам по себе, станем частью Богочеловеческого бытия, Телом Христовым, потому что в нас будет жить и действовать сила Церкви, благодать Святого Духа. Потому мы именно РОЖДАЕМСЯ в купели Крещения. В нас начинает действовать Божественная жизнь. Вот почему так важно причащаться, и почаще - чтобы поддерживать в себе этот залог Жизни будущего века.



Христос воскресе, мои драгоценные!

Поздравляю вас, дорогие наши прихожане и доброжелатели прихода, со Светлой Пасхой Христовой!!! Воскресение Христово, воистину, праздников праздник, сердцевина нашей веры, ведь, по слову св.апостола Павла, "если Христос не воскрес, то тщетна наша вера". Именна эта вера есть таинственный источник духовной силы нашего народа, всех неформальных членов нашей Церкви. Христос освободил нас и от рабства греха, и от страха смертного, потому что явил Собою торжество Божественной Любви над всеми формами зла. Эту неизреченную радость о всепобеждающей Жизни трудно выразить адекватно, все слова слабы для того, когда видишь, как "жизнь жительствует". Христос воскрес, дорогие!

В этом году нас, встречающих Пасху неочным богослужением и Причащением, было около 30 человек, + 4, кто не смогли причаститься. А днём, после Обедницы, впервые за последние 14 лет, состоялся пасхальный праздник Воскресной школы. Попразднство Пасхи продолжается 39 дней (40, если включать саму Пасху), до Вознесения. И во все эти дни звучит в храмах и на улицах между христианами радостное приветствие: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" А в последний его день, в среду перез Вознесением, служится снова последование пасхальной заутрени, для обновления и закрепления пасхальной радости на весь предстоящий год. Ждём Вас на наших службах.

2024 г.



Со святым праздником Антипасхи (уверения ап. Фомы)

Почему первое воскресение после Пасхи мы называем Антипасхой? Дело в том, что греческая приставка "анти" имеет значение не столько "против", сколько "вместо", и потому название праздника означает, собственно, обновление Пасхальной радости для св. апостола Фомы, который встретил Господа и уверовал в Его славное Воскресение. Обратим внимание на заключительные слова прочитанного в этот день Евангелия: "ты видел и уверовал. Блаженны не видевшие и веровавшие". Это обетование - уже для нас, всех, кто не имел счастья видеть Господа воскресшим. Антипасха - это праздник для всех нас, живущих в то время, когда воскресший Господь открывается нам в Своей Церкви, в которой Он невидимо продолжает присутствовать. А что это присутствие несомненно - подтверждается всей историей святости: открывается Сияние Троицы преп. Симеону Новому Богослову, является Господь на Литургии преп. Серафиму Саровскому, созерцает любящий Лик Господа молящийся до слёз преп. Силуан Афонский. Наверное, в этой Встрече с Господом и состоит блаженство для нас, "не видевших и веровавших". Нет греха в том, чтобы искать этого блаженства, больше того, именно это желание и сподвигнет нас всеусиленно трудиться над тем, чтобы оказаться достойными такой Встречи "лицом к лицу".

2024 г.



«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…»

Этот ексапостиларий (светилен) назначен для утрени Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды и Великого Четверга. В первые три дня он ведёт нас к богослужению Великого Четверга и обращает наш ум к той горнице, где происходила Тайная вечеря: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Это текст глубоко личный, текст о судьбе каждого из нас, о степени нашего участия в празднуемых сегодня Церковью событиях. Он составлен от первого лица, от лица каждого из нас (перевод со славянского): Вот я уже вижу, Господи, Твой чертог - прекрасную горницу, украшенную для брачного пира, но не могу в него войти, так как не имею для того достойной одежды, и только Ты можешь дать эту одежду моей душе. Светодавец, спаси Меня!

Здесь вспоминается притча из цикла бесед Господа о Царствии Божием, где оно всегда представляется в виде Пира. Она - о человеке, не имущем одеяния брачного, который вошёл на брачный пир, не сменив одежды (Мф. 22:2–14). В этом человеке мы видим, как подсказывает нам совесть, самих себя. Звучит моя молитва о том, чтобы Господь, который называется здесь Светодавцем, дал эту светлую одежду моей душе - «Просвети одеяние души моея...». Этот текст напоминает нам слова, которые мы мысленно повторяем перед самым Причастием: «Во светлостех Святых Твоих како вниду, недостойный? Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от Ангелов.Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец». Светилен "Чертог Твой" иногда поют посреди церкви несколько солистов с хором, поочерёдно (канонарх-хор).

2024 г.



С праздником Входа Господня в Иерусалим!!!

Почему события входа Господа во Святый град вошло в число двунадесятых праздников, знаменующих главные вехи Божиего дела Спасения человеческого рода? Что есть такого в самом этом событии "входа"? Прежде всего, это исполнение пророчества: "Слушай, Израиль! Се грядет Царь Твой, сидя на ослице и сыне подъяремничей". В этом входе Господь был узнан и принят как Мессия. А так как Он-то всегда Им был, как Сам говорил, "на это Я и пришел", это означает, что Он себя вверил народу, лучше сказать, толпе, которая ОЖИДАЛА и, заметьте, с нетерпением и желанием ожидала Спасителя. Но только она, эта толпа, вложила в это ожидание свои человеческие страсти, а не то, что своему народу предлагал Создатель. Так что в этом шаге Господь раскрывает конфликт, несоответствие, между чаяниями человеческими и Божиими планами. Собственно, с этого всенародного открытого признания Христа Мессией начинается Его восхождение на Голгофу. Логика событий ведёт нас от славы к презрению, от тщетных надежд - к разочарованию. Как легко, и мы почти все тому свидетели, любовь сменяется ненавистью! От Господа ждали исполнения земных надежд, исцелений ради телесного здравия, свободы от Рима - ради творения своих похотей. И почти никто не пожелал остановиться и спросить: "Господи! А Ты Сам куда нас желаешь повести?"

       Вот это и есть личностный аспект сегодняшнего евангельского события. Я могу совершить множество постов и правил, дать себе множество обещаний исправиться, в конце концов, сделать множество добрых, на мой взгляд и Богоугодных дел. Но при всём при этом я могу лишь подогреть свою самость, подобно фарисею, изображённому Господом в притче о молитве мытаря и фарисея. Как легко нам за своими планами не увидеть живой воли Господней. Собственно, это есть проблема любого духовного порыва. Мы легко остываем в наших благих намерениях, и, чтобы этого не произошло, начинаем обставлять себя внешними условностями. Но евангельские события своей парадоксальностью, когда толпа сегодня кричит "осанна!", а завтра - "Распни Его", заставляют нас ещё и ещё раз вспомнить, что живит только Дух, а буква - мертвит. И то, насколько мы живы, проверяется нашей готовностью МЕНЯТЬ свои планы ради воли Господней, ради встречи с тем человеком, которого нам сегодня привёл Господь. Ведь и священник в притче о милосердном самарянине не просто гулял, а шёл от Иерусалима, торопился домой со службы! Но оставил ближнего без помощи. Как важно увидеть в событиях, досаждающих нам, руку Господню! Какую надо иметь веру, чтобы уметь отставить свои планы и сказать, подобно Исайе: "Никто не пошёл для Тебя, Господи? Вот я, иду".

2024 г.



4-е воскресение Великого поста - память преп. Иоанна Лествичника

В это воскресение (четвёртое от начала Поста), которое приходится на 14 апреля, мы совершаем память преп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского, замечательного восточного подвижника, который в VI веке обошёл все палестинские монастыри и собрал описания молитвенного и аскетического подвига преподобных отцов в сборнике под названием "Лествица" (имеется ввиду "Лестница добродетелей" для восхождения как по ступеням в Царство Небесное). Его книга имеет высочайшее достоинство не только в том, что является исключительным историческим источником по истории ближневосточного монашества, но ещё в том, что многогранный и разносторонний духовный опыт подвижников в ней систематизирован и изложен в виде руководства, позволяющего постепенно (то есть, "по ступенькам") взойти от простых форм воздержания до самых высот святости и живой христианской любви. Важно понимать, что "Лествица" не есть книга "только для монашествующих", но что опыт, изложенный в ней, пусть с поправками, но применяется в жизни каждого христианина, потому что тут выражены ДУХОВНЫЕ ЗАКОНЫ, вскрыта взаимосвязь страстей и добродетелей, которые каждый из нас носит в сердце своём, а потому нуждается в подобной "лоции" - чтобы безопасно пройти сквозь рифы скрытых проявлений нашей самости на путях борьбы с грехом в собственном сердце и воспитания подлинной любви.

 

2024 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>