|
|
Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее![]() ![]() ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ РОЖДЕСТВА (из проповеди свмуч. Фаддея, еп. Тверского, на Рождество Христово)
Курсивом приводятся цитаты из богослужебных текстов Рождественской службы. Жирным курсивом - цитаты из Священного Писания. Каждая малейшая черта в Рождестве Христовом исполнена высокого духовного назидания и много говорит сердцу. Не будучи в состоянии сами проникнуть в тайну нашего спасения, в которую желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1: 12), соберем хотя бы часть духовных сокровищ, заключающихся в песнях церковных, помогающих нам вникнуть в эту тайну и по силе нашей принести Христу рождающемуся дары приятные. В малый вертеп вмещается невместимый, чтобы человека, умаленного своими грехами, возвеличить. Возлежит в яслях, чтобы людей, преданных бессловесным страстям, избавить от этого бессловесия, чтобы вселить в сердца людей падших желания небесные, свойственные Херувимам, на которых Бог восседает, и всем Ангелам, окружающим Его престол и неумолчно, с пламенной любовью Его прославляющим. Одевающий небо облаками, повивающий небо и землю мглою — повивается пеленами, чтобы разрешить человека от связывающих его по рукам и ногам страстей житейских, избавить от чуждаго владычества, дать истинную свободу, которая возможна лишь в истине Христовой для сынов Божиих (Ин. 8: 34–36). * (из Тропаря первой песни канона на утрене. Рус.перевод): Того, кто создан был по образу Божию, истлел от преступления, весь подвергся порче и лишился лучшей, божественной жизни вновь восстанавливает мудрый Создатель. 2025 г. ![]() В наш храм пришли святые мощи
Удивительно, что в нашей маленькой Старой Юже, в сельком храме - стали появляться свои уникальные святыни! Что говорить о Нерукотворном отпечатке Неопалимой Купины?! Ему с 2004 года специальный придел в храме посвящён. Но вот, как расскзывает его настоятель, священник Алексий Лихачев, "никогда не думал, что Бог чуть не с самого начала моего здесь настоятельства будет посылать всё новые святыни (к открытию храма у меня только была лично мне подаренная частичка мизинца святителя Иннокентия Херсонского): в 2003 году подарили иконы с частицами мощей св. мчч. младенцев Вифлеемских и преподобноисп. Леонтия Михайловского, в 2005 - крошечная частичка преп. Алексия Римского ("чел. Божия"), в 2006 - прп. Анны Кашинской, в 2012 - свмуч. Антипы, еп. Пергамского (святой 1 века!), в 2014 - икона с част. мощей прп. Макария Калязинского". В 2019 году по нашей просьбе для крестного хода - от Владыки Матфея - были получены целых три частички: свмуч. диакона Феофила Никомидийского, прав. Симеона Верхотурского и прп. Амвросия Оптинского. Но 27 декабря уходящего года ни с чем не сравнится... В этот день нашему Свято-Смоленскому храму была передана крупная частичка мощей святителя Илариона Суздальского - прямо в день его общецерковного прославления (в 1707 году это был день его праведной кончины, по календарю того времени - 14 декабря 7216 года). Снова свидетельсвует наш батюшка: "Из Шуи я смог забрать её (частицу) 30 декабря, и вчера, 31 числа, мы с прихожанами отслужили перед святыней первый молебен. Сама история того, как о. диакон Димитрий Красовский из Суздаля решил передать для нашего храма эту святыню, носит явно промыслительный характер". Дело в том, что святитель был яркой личностью, просиявшей своим благочестием, и после захоронения в Суздальском соборе был изначально почитаем как праведник. Но местно прославлен он был Владимирским архиереем только более чем через 250 лет после своей кончины, в 1982 году (включён в собор Владимирских святых с написанием тропаря). Однако с 2015 года по инициативе о. Дамаскина Орловского в Русской Православной церкви начался процесс упорядочивания почитания святых, и после уточнения списка Владимирских святых его имя Синодом не было включено в поместный собор. Тогда о. Димитрий с благословения митр. Тихона начал подготовку к общецерковной канонизации святителя Илариона, которая совпала с днями празднования 1000-летия Суздаля осенью 2024 года. Пришлось ему поднять огромный труд на несколько лет, как со всякими документами и экспертизами, так и с организацией археологических раскопок в соборе. Но как мы, будучи в другой епархии, оказались причастны такому событию? Пути Промысла Божия неисповедимы. Всё началось с того, что наш настоятель о. Алексий увлёкся историей южских земель, и в опубликованной им в 2005 году церковно-приходской летописи 19-20 веков прочитал, что в 1876 году в Южу приносилась чудотворная икона Успения из Фролищевой пустыни (Гороховецкого уезда Владимирской губернии), её встречали многотысячным крестным ходом. Оказалось, что после административных переделов советского периода обитель обрелась в самом юго-западном углу Нижегородской области, но что от Талиц до Фролищ по лесной дороге всего около 40 км. Только летом 2008 года удалось на зелёном жигулёнке чудом проскочить песчаные заносы и побывать в этом тогда ещё мало восстановленном монастыре. Там он познакомился с замечательным человеком, энтузиастом возрождения монастыря и старостой прихода - Сергеем Александровичем Орловым, который вскоре принял священный сан и стал священнослужителем обители. Тот и рассказал нашему батюшке о святителе Иларионе как первом игумене и строителе этой обители, родственнике Симона Ушакова, написавшего чудотворную икону Успения (которая после революции и разграбления обители, увы, исчезла). Вскоре (в 2010-м году) даже свою статью дал для Южского альманаха (она вошла в выпуск №6). А после летних пожаров 2010 года связь ещё более осложнилась: местные вообще отсоветовали туда ездить, все дороги завалило горельником. Летом 2011 года о. Алексия вызвали в епархиальное управление в Иваново и велели принять в управление церковь Преображения в с. Волокобино. Оказалось, что её в 1692 г. освящал сам Иларион, ставший с 1682 года епископом (а потом и митрополитом) Суздальским. Этот храм был приписан к нашему Свято-Смоленскому храму, раз в месяц мы должны были организовывать там служение. В 2013 году о. Алексий организовал паломничество прихожан по святыням Нижнего Новгорода, и удалось снова побывать во Фролищах, причём Успенский собор на тот момент уже заработал. В этом же году бывший настоятель Волокобинской церкви о. Александр Завьялов преподнёс в дар приходу писанный образ святителя Илариона в киоте. Его установили рядом с клиросом и выделили особой лампадой, и о. Алексий стал с тех пор всегда поминать святителя на литиях - стала упрочаться молитвенная связь. Образ святителя был упомянут и на данном сайте Свято-Смоленского прихода. Напомнил о себе святитель нашему настоятелю ещё раз летом 2021 года, когда были большие хлопоты по реализации грантовой миссионерской программы с молодёжью. Решили готовить специальный выпуск Пожарского альманаха, посвящённый нашей деятельности по консервации Казанской церкви в Мордовском, и тут "случайно" оказалось, что когда-то, до революции, в этом храме хранился старинный Типикон с личной надписью святителя. И р. Б. Вадим из Санкт-Петербурга, чей род происходит из Мордовского, участник краеведческой страницы "Из истории Мордовского", тоже "случайно" (конечно, не без уговоров о. Алексия) именно этой осенью вдруг решился предать бумаге свои размышления по поводу упомянутой надписи, возможной истории её появления. И наш научный редактор р.Б.Димитрий очень серьёзно отнёсся к этому намерению и помог любителю довести свой материал до прекрасной статьи (котоорая потом сыграла свою роль в наших отношениях с обретателем св. мощей). Прошло ещё почти три года. Несмотря на все старания о. Алексия "подключить" Фролищи к нашему большому крестному ходу (с 2017 года стали ходить около 200 км по всем храмам района, в т.ч. через Талицы), не удалось подвигнуть никого из монастырских людей вливаться в наш ход со святынями из Успенской обители. Новый "привет" от святого пришёл с совсем другой стороны, о чём мы даже и не ведали. Видимо, активность суздальских почитателей святителя Илариона послужила тому, что в самом начале 2024 года пришёл опросник, не слышал ли кто из служителей Ивановской митрополии о святителе? Наш настоятель не только дал положительный ответ, но и упомянул о его почитании и имеющейся иконе. Вскоре раздаётся у о. Алексия телефонный звонок. На том конце провода представляется диакон Димитрий из Суздаля, который инициировал подготовку книги об иконах и образах этой исторической личности - ему надо было сделать уточнения о размерах образа и его создателях. Между поклонниками церковной истории завязывается обоюдополезное знакомство, но по своей скромности о. Димитрий умалчивает о подготовке к обретению мощей и прославлению, а наш батюшка даже не догадывается о таком великом близгрядущем событии. Поминая по Синодику подвижников святителя Афанасия Сахарова за декабрь, о. Алексий вспоминает, что скоро, через неделю - 27 декабря, день преставления Илариона, и решает "на всякий случай" написать о. диакону поздравление с вопросом - не будет ли какой службы в этот день в честь святого, упоминая статью в сборнике в связи с полемикой о годовщине события. На что получает сногсшибательный ответ - что на этот день запланирована архиерейская служба и общецерковное прославление святителя, и что мощи были обретены ещё в октябре 2024 года. Вот какие события наш батюшка, сидя в своей деревне, "проморгал". Завязывается обмен новостями, статья вызывает у о. Димитрия большое уважение к нашим трудам в память святителя. И вдруг, дня через 3-4 переписки, за день до торжества, о. диакон поминает, что будут гости из Шуйской епархии, и он им скорее всего (если благословит архиерей) передаст частички вновь обретённых св. мощей. Тут уже наш отец настоятель не удержался и попросил у организатора выделить, по возможности, святыню и на долю нашего прихода. Утром на следующий день после торжеств пришла радостная весть - архиерей благословил, и для нашего Свято-Смоленского храма отделена великая святыня - довольно крупная (2 х 1 см) косточка от святых мощей святителя Илариона. На 31 декабря в Старой Юже был назначен молебен прав. Симеону Верхотурскому (с изнесением частицы его св. мощей), и в храме оказалось в этот день (тоже "случайно") немало людей, человек 15. Молебен святителю Илариону был присоединён к запланированному, так что все смогли приложиться сразу к двум святыням. Благодаря щедрости о.Димитрия, подарившему вместе с мощами пачку книг с Житием святителя, каждому промыслительно пришедшему на Встречу была подарена брошюра с жизнеописанием ставшего "нашим" нового храмового святого. 2025 г. ![]() Готовимся к празднику Рождества Христова
Приближается святой праздник Рождества Христова. Все держим Рождественский пост, в последние дни стараемся построже. В этом году Рождество попадает на вторник, поэтому Сочельником будет понедельник, в этот день соблюдаем строгий пост - не вкушаем пищи и воды до первой звезды. Предпразднство (с пением особого тропаря) начинается со 2 января, предпраздничные богослужения идут 4,5 и 6 числа. Всех прихожан ждём 4-5 января помогать в установке праздничной композиции. В Сочельник большое богослужение - сначала Царские часы (начало 7.30), затем Вечерня с Литургией святителя Василия Великого - примерно до 12.30. Если кто желает на Рождество причаститься на ночном богослужении - надо поисповедаться заранее, 5-6 числа. В ночь перед Рождеством исповедь возможна только по запискам. Богослужения самого праздника Рождества начнутся с Великого повечерия в 23 часа 6 января. В 1.15 часа ночи 7 января помазание и раздача детских подарков. Часы и Литургия соответственно в 2.00 и 2.30 часов. По окончании Литургии (примерно в 4.30) всех приглашаем на общую праздничную трапезу. Для тех, кто не может придти на ночное богослужение, есть возможность причаститься утром (если сохранят пост до начала службы). В 11 часов начнётся чтение 9-го часа, после чего будет служиться Рождественская обедница, св. причастие около 12 часов дня. Исповедь надо написать заранее. С 7 по 17 января - святки, поста нет. Можно причащаться все эти дни без поста, но с соблюдением полного молитвенного правила. 8 января, на 2-й день Рождества - Собор Богородицы, тоже будет служиться молебен с Обедницей, начало в 8.30. Ждём вас, дорогие, на праздничные богослужения! ДЕТСКИИЙ ПРАЗДНИК нашей Воскресной "мини-школы" (точнее, поздравлении от детей) с Рождеством и чаепитие будут 7 января в 12.20 в здании церковной сторожки. Будем всем рады!!! 2025 г. ![]() Из слова свмуч. Фаддея, еп. Тверского, на Новый год
Поздравляя друг друга с Новым годом, мы чаем получить радость обновления. Но в чём её источник? Разве во внешнем? Наоборот, мы видим, как с каждым годом всё ужесточаются внешние условия нашей жизни. Конечно, подлинным источником обновления жизни может быть только духовный мир, доступный нашему сердцу. Об обновлении жизни сердца во Христе и говорили пророки еще издревле, предсказывая времена, когда Господь заключит с людьми Новый Завет, не на скрижалях каменных начертав слова его, а на скрижалях ума и сердца, дав людям сердце новое и Дух новый (Евр. 8: 10; Иер. 31: 31–34; 2 Кор. 3: 3; Иез. 36: 26–27). Поистине не в законах внешних, писанных, не в изменении внешних форм жизни государственной и общественной источник обновления жизни человечества, а в сердце, ищущем общения со Христом; только любовь ко Христу, Источнику бытия и жизни присносущной, делает человека вечно юным. Не тот в полном смысле слова юноша, кто еще немного лет жил на земле, но вне Христа, а кто во Христе сделался вечно юн сердцем: есть ведь юноши и даже дети, как будто давно состарившиеся, взявшие от жизни вне Христа всё, что она могла дать им, и даже прекращающие насильственно нить жизни, как бы обремененные многими годами старцы. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся (Ис. 40: 30–31). Обновится яко орля, юность твоя (Пс. 102: 5), — истина этих слов псалмопевца свидетельствуется постоянным опытом жизни святых и всех, искренно любящих и ищущих Господа. И вот, когда взираем мы на жизнь современных христиан в этом отношении, то скорбь объемлет душу. Любовь ко Христу как будто всё более и более охладевает, и рассеяние духовное носящих имя Христово людей всё увеличивается: мало ищущих Христа в храмах, мало видим мы и слышим напоминаний о Нем в домах, мало повторяется имя Его в беседах, и даже, испытав изгибины сердца, нашли бы мы, вероятино, что у многих любовью к удовольствиям мира сего вытесняется нередко любовь ко Христу почти совершенно. Невольно вспоминаются слова Господа, сказанные ученикам Своим: вот наступает час, и настал уже, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин. 16: 32). Правда, многие в доказательство того, что они Христа не оставляли, укажут на посещения свои церкви и на ряд других дел, которые свидетельствуют об их почитании Христа, — но лежит ли к этим делам их сердце и обновляется ли через них от страстей? Правда и то, что не в наших силах сразу переменить сердце и вселить в него вместо страстей чистую и крепкую любовь ко Христу. Однако благодать Божия может сделать и это, так как она мгновенно иногда возрождала и переменяла сердца, но делает она так, провидя достойные избранные свои сосуды, — мы же, рабы ленивые, должны трудиться над обновлением сердца своего. Если дерево загорается от трения, то возжигать огонь в сердце нужно, воспламеняя его родом трения духовного — делами христианской любви, согревая помышлениями евангельскими н напечатлевая постоянно в нем образ Христа, Его слов и дел. И вот только тогда познаем мы, что неложно сказаны Им слова: се, творю всё новое (Откр. 21: 5). О таком обновлении сердца во Христе и да будут прежде всего молитвы наши в день сей, да пошлет Господь Духа Своего и Дух правый да обновит в сердцах наших (Пс. 50: 12), дабы найти нам истинный источник обновления нашей жизни и не искать всё снова и снова водоемов разбитых, которые не могут держать воды (Иер. 2: 13)! 2025 г. ![]() Проповедь по Евангелию об исцелении Гадаринского бесноватого
Сегодня мы слушаем евангельское чтение, свидетельство апостола Луки о том, как Господь исцелил Гадаринского бесноватого. Это одно из самых ярких подтверждений реальности духовного мира и его законов: прежде всего, мы видим страшную силу бесовского наваждения, так что даже железные цепи разрывают люди, находящиеся под их властию. Кроме того, мы узнаём, что бесы, на вид такие сильные, без Божиего попущения не имеют никакой власти, даже в нечистых животных чтобы войти, они умоляют Его о позволении. Но самое удивительное в этой истории, как ясно Господь видит и разделяет человека от одержащей его злой силы: когда бесы устами одержимого возопили: "Какое Тебе дело до меня, Иисусе, Сыне Божий?!" - Он спрашивает не человека, кричащего Богу о своём неверии в Его любви, а их, тёмных личностей: "Как Тебе имя?" А теперь вспомним "керченского стрелка" - молодой человек, одержимый обидой и отчаянием, убивает своих сокурсников. Многие ли из нас, христиан, отделили несчастную душу этого повреждённого человека от того страшного духа, который овладел им? Не страшнее ли состояние душ благополучных обывателей Гергесинской страны? Они, на вид свободные, оказываются связаны злом посильнее этих бесов - своей корыстью. Возвратимся к евангельской истории. Местные люди, видя дивную Божию милость к одержимому, говорят Господу: "Выйди от нас Ты!" Приближение Божественной святости оказывается непереносимым для них, почему евангелист и говорит: "Были охвачены великим страхом". Какой это контраст с состоянием исцелённого, припавшего к ногам Иисуса и просящего позволения остаться со Своим Благодетелем! По свидетельсву ещё одного евангелиста, Марка, спустя около года Господь снова переправляется на другую сторону Тивериадского озера, немного в другое место - Гергесу. За это время проповедь исцелённого смягчила души местных жителей, и они возжаждали духовной пищи, и вышли навстречу Господу, приняли Его. И это тоже свидетельство о той великой роли, которую играют в деле спасеня души, знающие по себе Божию милость, соприкасавшиеся с ней. Через них свет духовного солнца становится приемлемым для остальных душ, которые закоснели в своей добровольной тьме, потому что, видя рядом с собой людей, живущих по закону любви, закону Божию, перестают быть так уверенными в своей правоте. И способные к истинной жизни души от этой встречи, от тихого веяния Святого Духа, начинают оживать. 2024 г. ![]() Попразднство двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня (28 сентября - 4 октября)
Воздвижение - это своеобразный "перелом", преполовение Пасхального года. И как в средине Великого Поста мы совершаем крестопоклонную седмицу, так и в середине пасхального года мы покланяемся Кресту - центральному образу христианского благовестия. Ибо им "попрана смерть", действовавшая в нас - наша самость, наша греховная повреждённость. По слову апостола Павла, "я распялся для мира," - самоотвержением побеждается в нас грех, и появляется возможность обновления жизни во Христе. Почему именно Крест поставлен главным образом, символом нашей веры? Крест - это вершина жизненного испытания, и для Господа на Его земном жизненном пути, и для нас, Его последователей. Поэтому, чувствуя это, наши предки и ставили кресты при дорогах и, особенно, на перевалах. Почему же нельзя прожить легко, почему мы ДОЛЖНЫ брать свой Крест и идти за Господом? Крест заложен в саму нашу жизненную ситуацию: мы несём в себе проклятие Адама. Оно состоит в нашей неизбывной самости, несовершенстве всей нашей жизни. Мы имеем в себе образ Божий, он устремляет нас к совершенству во всем, наша совесть требует соответствия нравственной Красоте, интуитивно знаемой нами в глубине нашего духа. А реализовать этого ничего не удается: мы обнаруживаем в себе недостаток сил, недостаток воли, недостаток культуры. И вот эта мука и составляет наш жизненный крест: мы не должны жить самоуспокоенно, мы призваны всегда строго спрашивать с себя и каяться за свое несовершенство перед Богом любви и Вечности, Он не случайно нам сказал: "Будьте совершенны как Я совершен". Желаем всем Вам победить в себе грех и удостоиться общего Воскресения Жизни. 2024 г. ![]() 14 августа - праздник Креста Господня (в народе - 1й медовый Спас)
1 августа по церковному юлианскому календарю (соотв. 14 августа по н.ст.) Православная церковь празднует Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник возник в 1164 г. в память избавления Константинополя от эпидемии. Тогда на улицы византийской столицы была вынесена большая частица самого Креста Господня, обретённого, как Вы помните, святой царицей Еленой в 330 г. Он был распилен на неск. частей, одна из которых потом досталась нашей правительнице княгине Ольге, а самая большая часть оставалась в Константинополе. После целого дня молебнов и слёзных просьб об избавлении от близкой смерти эпидемия утихла. В благодарность Господу была составлена особая праздничная служба, которая была переведена и на славянский язык и вошла в круг ежегодных памятей нашей церкви. В народном календаре этот праздник называется "Первым, медовым Спасом". В нашем храме в Ст.Юже в этот день будет совершаться Акафист Кресту Господню с водосвятием, начало в 8.30. Планируется освящение домашнего мёда. 2024 г. ![]() |
|
|