Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


C праздником Усекновения поздравляем Вас, дорогие наши прихожане и гости!

          Церковный год приводит нас к радостно-скорбному празднику Усекновения. В нём особенно ярко раскрывается парадоксальность нашей веры. Казалось бы, историческая основа того, что мы вспоминаем - убиение праведника в результате пьяной пирушки Ирода Четвертовластника - никак не может нам являть повода для радости. Да, вот мы даже и постимся в этот день! Но почему тогда праздник? А потому, что ПОБЕДА наша и Христова - НЕ ОТ ВЕКА СЕГО. Мы не мыслим с точки зрения земной справедливости или счастья. В этот день святой пророк ДОВЕРШИЛ свой подвиг, испил чашу, предложенную Создателем - до дна. Дух его победил всякий страх и вознёсся к Своему Создателю. В этот день, как свидетельствуется в литургических текстах праздничной службы, он "сошёл во ад, чтобы и там держимым душам человеческим проповедать близкое Пришествие Спасителя".  Он был удостоен перенести Свой земной подвиг служения Господу даже в Тот, Иной мир, за неприступный порог смерти! Собственно, и каждый святой осуществляет это чудо - через свою близость к Богу он получает способность перенести свою любовь через врата смерти, как например, батюшка преподобный Серафим: "Приходите ко мне на могилку, и как живому, рассказывайте свои нужды. Я буду слышать Вас и ходатайствовать перед Господом". А может, и наши усопшие праведные сродники ходатайствуют там также за нас? Только их любовь простирается немного на мЕньший круг, чем у святых? Вот такая вера наша Христова, вера Православная, победившая Смерть!

       Не забываем, дорогие, что у нас в сентябре два строгих одновневных поста - Усекновение и Воздвижение (27 сентября н/стиля). По уставу, в эти дни по Уставу - сухоядение (то есть вкушение варёных круп и овощей без елея).

2021 г.



Из проповеди в неделю 11-ю по Пятидесятнице

В воскресенье 5 сентября мы слушали евангельский отрывок с притчей Господа Иисуса Христа о немилосердном заимодавце и прочитали размышление над нею митрополита  Антония Сурожского, которое поразило нас необычным подходом. Владыка Антоний увидел в ней не прямое сравнение нашего отношения к Богу как к Господину, Которому мы должны гораздо больше, чем друг другу, нет - он с горечью отметил то, что мы даже до такого толкования ещё не доросли. Мы, оказывается, друг от друга требуем меньше, чем от Бога. У многих людей есть к Богу "глобальная" претензия, "если Ты есть", - считают они, - "Ты в ответе за все наши неприятности, горести и неудачи". Получается, если у мира действительно есть Всемогущий Творец, то неразумная вера делает Его ответственным за всё несовершенство мира. Хотя от Его пророков мы знаем, что именно нас, Своих сыновей, богоподобных и свободных, Он выбрал в Свои соработники и доверил нам устроение этого мира по Его Закону, совестное знание которого Он вложил в наши сердца. Это и есть бесовское искажение реальности, внутренний отказ от ответственности и потому от свободы: я здесь, в этом несовершенстве мира, ни при чём, или Бог всё это допустил, пусть отвечает, или Его вообще нет.

Исцеляется этот дух, эта глобальная претензия только тем настроением, которое так замечательно выражено в акафисте "Слава Богу за всё": (примерно) "Слава Тебе Боже, за неудачи, чтобы я мог научаться сочувствовать другим". Как заключает Владыка Антоний, сначала нам надо дорасти до того, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь и свои ошибки. А потом мы уже сможем увидеть меру своего несовершенства.

2021 г.



С праздником Успения! С окончанием Успенского поста!

Наступил праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, к которому нас готовил Успенский пост. Попразднство Успения заканчивается на 8-й день, 5 сентября. Анализ церковных установлений показывает, что они подчёркивают сходство Успенского поста с Великим потому, что сам праздник Успения - это повторение Пасхи Христовой, т.е. Его Воскресения, в отношении Его Пречистой Матери. Главным смысловым моментом Успения является не кончина Девы Марии, а именно Её восстание из мертвых. Но в этой параллели появляется одна литургическая сложность: на Страстной седмице мы разводим события Смерти Господа на Кресте и Его Воскресения на 2 с небольшим дня. А Успение - однодневный праздник. Хотя и есть традиция совершать Чин Погребения плащаницы Богородицы на третий день Успения, 30 августа, но диссонансом к ней является всё содержание праздника Успения, посвящённого тому факту, что Дева Мария не оставила нас в Своём Успении, именно благодаря Своему телесному Воскресению. И, по слову проф. А.И.Осипова, сначала праздновать Её воскресение, а потом погребать - нелепица. Неплохой выход из этого положения предлагается пробным чинопоследованием Киево-Печорской Лавры второй половины XIX века, в нём сделана попытка соединить Чин погребения с праздничными песнопениями Всенощной. Сделано это так: торжественному Полиелею с прославлением восстания Девы Марии из мертвых предшествует чтение кафизмы. Очень уместно в любой день недели заменить две кафизмы на 17-ю, разделённую на 3 статии, с погребальными стихами плача апостолов над гробом Девы Марии. Тогда очень уместно изнести Плащаницу на вечерне, совершить перед ней чтение Шестопсалмия, а на Утрени - чин погребения. Перед ектенией унести Плащаницу в алтарь, а на Полиелей - вынести уже икону Успения на аналой, спеть Величание и прочесть уже перед ней Богородичное Евангелие. Так мы и стали делать на нашем приходе. Служба получается немаленькой, поэтому начали её пораньше, в 17.15. Благодарим всех, кто пришёл на праздник!

2021 г.



Расписание богослужений на август месяц 2021 года (даты указаны по новому стилю)

1 августа. Вс. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Преп. Серафима Саровского. 8.00 - входные молитвы, проскомидия, часы. 9.00 - Божественная Литургия. 11.30 - праздничная трапеза. 12.00 - Выход на Богородичный крестный ход (до храма прп. Серафима Саровского). 12.45 - Акафист преподобному в его храме. 13.40 - переход к месту Явления, к поклонному кресту. 14.00 - заупокойная Панихида у Креста на месте Явления. 14.50 - возвращение на микроавтобусе в Свято-Смоленский храм.

В этот же день вечером (память св. Илии-пророка). 16.45Параклисис с акафистом иконе Неопалимая Купина. 18.15 - Всенощное бдение с полиелеем.

2 августа. Пн. 6.00 - Молебен св. Илье-пророку. 6.45 - выезд участников Крестного хода к поклонному Кресту и выход на маршрут по району.

С 3 по 8 августа продолжается Богородичный крестный ход. Вы можете присоединиться в любой день! Каждый день отъезд от храма в 5.30 (кроме 6 авг., четверга) для продолжения движения по сёлам, возвращение ок. 19.30 - 20.00. Есть сопровождающая а/машина!

7 августа. Сб. Служение недели 7-й по Пятидесятнице.17.30 - Панихиды (мирским чином). 18.00 - Всенощное бдение с Полиелеем (вечерня вычитывается). Исповедь.

8 августа. Вс. Неделя 7-я по Пятидесятице. 8.00 -входные молитвы, Проскомидия, часы. 9.00 - Божественная Литургия. 11.30 - молебны (мирским чином). В это время трапеза и отъезд крестоходцев на маршрут последнего дня (на Ламенское озеро).

9 августа. Пн. Св.вмч и целителя Пантелеимона. 8.30 - молебен святому с водосвятием. 

(в этот же день вечером) Престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери. 18.00 - Всенощное бдение с Литиёй и полиелеем. Исповедь.

10 августа. Вт. Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. 7.00 - Молебен Божией Матери с Акафистом Смоленской иконы Одигитрии и водосвятием. 8.20 - часы. 9.00 - Божественная Литургия. 11.30 - крестный ход вокруг храма, трапеза. 13.00 - крестный ход вокруг Южи.

В этот же день престольный праздник нижнего придела Преображенского храма в с. Волокобино. Там служит иеромонах Алексий (Аванесян). В 7.30 - Утреня. 9.30 - часы. 10.00 - Божественная Литургия.

12 августа, четверг, ЗАГОВЕНЬЕ НА УСПЕНСКИЙ ПОСТ. Пост строгий (среду-пятницу без елея, рыбы в выходные дни и праздники не положено, кроме Преображения).

14 августа. Сб. Изнесение Честных древ Креста Господня ("медовый спас"). 8.30 - молебен с каноном и водосвятием, освящение мёда.

Начало Успенского поста, с 14 по 27 августа.

В тот же день вечером. Служение недели 8-й по Пятидесятнице. 17.30 - Панихиды. 18.00 - Всенощное бдение с полиелеем. Исповедь.

15 августа. Вс. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Первомуч. Стефана. 8.00 - часы. 9.00 - Божественная Литургия. 11.30 - молебны.

18 августа. Ср. Преображение Господа нашего Иисуса Христа (служение на Преображенском подворье в с. Волокобино). 16.00 - Всенощное бдение с полиелеем. 

В Юже, в храме Смоленской иконы Божией Матери. 18.30 - Всенощное бдение с полиелеем (вечерня вычитывается, помазание будет в 19.40-20.00). Исповедь с 20.00.

19 августа. Чт. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ("яблочный спас").

На Преображенском подворье в с. Волокобино: 7.15 - проскомидия, исповедь. 7.30 - часы.8.00 - Божественная Литургия. 10.00 - освящение плодов. Праздничная трапеза.

В Юже в Свято-Смоленском храме: 9.15 - 3-й и 6-й часы. 9.45 - Акафист Преображению нараспев. 10.30 - 9-й час. 10.45 - обедница с дневными чтениями Писания, проповедью и Причащением Запасными Дарами. 12.00 - молебен на Освящение плодов.

21 августа. Сб. Служение недели 9-й по Пятидесятнице. 18.00 - Панихиды (мирским чином). 18.30 - Всенощное бдение (вычитывается). Помазания и Исповеди не будет.

22 августа. Вс. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Св. ап. Матфия. 8.00 - часы. 9.00 - Божественная Литургия. 11.30 - молебны.

27 августа. Пт. Успение Пресвятой Богородицы. 17.00 - Всенощное бдение с Литиёй, чином погребения Плащаницы Божией Матери и полиелеем. Исповедь. 

28 августа. Сб. Успение Пресвятой Владчицы нашей Богородицы. 8.00 - часы. 9.00 - Божественная Литургия. Окончание Успенского поста. 

В тот же день вечером. Нерукотворнаго образа Господа нашего Иисуса Христа, иже во Эдессе.18.30 - Всенощное бдение с полиелеем. Исповедь.

29 августа. Вс. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Нерукотворнаго образа Господа нашего Иисуса Христа, иже во Эдессе ("ореховый Спас")8.20 - входные, Проскомидия, часы. 9.00 - Божественная Литургия. 

2021 г.



Из проповеди в неделю 7-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали свидетельство евангелиста Матфея о двух чудесах, совершённых Господом: исцелении двух слепцов и одного бесноватого. Иногда нам представляется, что вся земная жизнь Господа, по крайней мере за последние её три года, была сплошной цепью чудес. Но это ложное впечатление. Даже если подсчитаем, сколько у всех Евангелистов описано чудес - их будет около 40-50, а три года с лишним общественного служения Иисуса Христа - это, по меньшей мере, 1200 дней. Просто это то, что производило глубокое эмоциональное впечатление на окружающих, на апостолов, как свидетелей, на чём они и останавливаются. Но можно отметить, что у евангелиста Иоанна чудес описано меньше всех, а образ Господа - самый глубокий. Поэтому и нам важно за чудом увидеть ЕГО СМЫСЛ.

Вот ко Христу с криком "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!" пробираются слепые, которые нигде больше не могут найти исцеления. Они получают просимое, и Господь хвалит их веру, раскрывая духовный закон: "По вере Вашей будет Вам". Только просит их, как духовно ещё немощных, не рассказывать другим о том, что сотворила с ними Божия Любовь.

Следующее чудо, происшедшее сразу же за предыдущим, - исцеление бесноватого, - уже не обусловлено верою его (про неё ничего не сказано, и Господь молчит). Нет, это просто явление Божественной милости, на которое фарисеи отвечают недоверием: "Силою бесовскою Он изгоняет бесов", - говорят они народу. Если мы вспомним, что Христос пришёл, чтобы изменить ложное представление о Боге как источнике внешней Силы на такое, что Он, прежде всего, Источник Любви, - мы увидим, какое важное место занимают чудеса в земном служении Господа. Чудеса важны не сами по себе, "не дастся роду сему никакое знамение, кроме Ионы во чреве кита" (т.е. трёхдневного пребывания Господа во гробе). Нет, они призваны ярко засвидетельствовать о Его Любви, превосходящей все остальные законы естества. Его сила и есть сила Любви, побеждающей смерть, побеждающей и всякое себялюбие, отчего Крест, добровольное предание Себя на смерть, и становится знамением Христовой любви.

2021 г.



Неделя 5-я по Пятидесятнице, из проповеди на воскресное евангельское чтение

Сегодня мы слышали евангельское чтение, свидетельство апостола Матфея о том, как Господь исцелил двух Гадаринских бесноватых. Это одно из самых ярких подтверждений реальности духовного мира и его законов: прежде всего, мы видим страшную силу бесовского наваждения, так что даже железные цепи разрывают люди, находящиеся под их властию. Кроме того, мы узнаём, что бесы, на вид такие сильные, без Божиего попущения не имеют никакой власти, даже в нечистых животных чтобы войти, они умоляют Его о позволении. Но самое удивительное в этой истории, как ясно Господь видит и разделяет души страждущих несчастных от одержащих их диавольских сил, и когда бесы устами одержимых возопили: "Какое Тебе дело до нас, Иисусе, Сыне Божий?!" - Он спрашивает не людей, кричащих Богу о своём неверии в Его любви, а их, тёмных личностей: "Как Тебе имя?" А теперь вспомним "керченского стрелка" - молодой человек, одержимый обидой и отчаянием, убивает своих сокурсников. Многие ли из нас, христиан, отделили несчастную душу этого повреждённого человека от того страшного духа, который овладел им? Не страшнее ли состояние душ благополучных обывателей Гергесинской страны? Они, на вид свободные, оказываются связаны злом посильнее этих бесов - своей корыстью. Видя дивную Божию милость к одержимым, они говорят Господу: "Выйди от нас Ты!" Приближение Божественной святости оказывается непереносимым для них. Какой это контраст с состоянием исцелённого, припавшего к ногам Иисуса и просящего позволения остаться со Своим Благодетелем! Очевидно, судьба исцелённых была различна, потому что один из самых молодых апостолов Марк (моложе его был только юный апостол Иоанн) знал продолжение этой истории со слов только одного из них. И оно - обнадёживающее для нас! Спустя около года Господь снова переправляется на другую сторону Тивериадского озера, немного в другое место - Гергесу. За это время проповедь исцелённого смягчила души местных жителей, и они возжаждали духовной пищи, и вышли навстречу Господу, приняли Его. И это тоже свидетельство о той великой роли, которую играют в деле спасеня души, знающие по себе Божию милость, соприкасавшиеся с ней. Через них свет духовного солнца становится приемлемым для тех душ, которые закоснели в своей добровольной тьме, потому что, видя рядом с собой людей, живущих по закону любви, закону Божию, перестают быть так уверенными в своей правоте. И способные с истинной жизни души начинают оживать.

2021 г.



Всех читателей нашего сайта поздравляем с недавно прошедшим праздником Св. Троицы!!!

Размышляя о наступившем Дне Святой Троицы или Пятидесятницы, радуешься неизреченному милосердию Божию, приобщившему в этом событии НАС (имеется ввиду ВСЯ церковь, каждый её член во все времена, значит, и я с вами) Своей Божественной Жизни. Вы только представьте! - Его всеблаженному бытию. Приобщил кого? Нас, мелочных, обидчивых, нетерпеливых, подслеповатых... Приобщил чему? Огненной благодати, ТОЙ любви, которою пламенеет Сам и которою Он взошёл на Крест! Которою апостолы прошли полсвета и обратили жестоковыйнейший народ к почитанию Христа до смерти! Которою архидиакон Стефан, 19-летний юноша, перед лицом воющей толпы увидел Самого Господа на небесах!..

Вот это радость! Только почему она так быстро остывает, когда я выхожу из храма и сталкиваюсь с прозой жизни? Почему же благодать оставляет меня? Разве я не верю в Бога и не приобщился Его Святых Тайн? Разве я не имею желания улучить вечного спасения? Разве я не решился жить по заповедям Христа и законам Церкви? Чего мне не достаёт, если я вижу, что НЕТ у меня той радости и того дерзновения, которыми ЖИЛИ святые апостолы? И не говорите мне, что дерзко этого искать. Нам ПОВЕЛЕНО быть совершенными, как Сам Бог, иначе не войдём в Царство Небесное.

Вглядываюсь совестно в свое сердце, вслушиваюсь в тихую речь моего ангела-обличителя. И ясно ВИЖУ: я ещё не умер для мира. Я кусок "пирога" жизненных благ припас для СЕБЯ. Если я весь день трудился, то я имею право на отдохновение. Если я честно работал, я имею право досыта накормить моих детей. Понимаете, ПРАВО имею. Кто меня укорит, что нет?! Но это и есть источник всех моих грехов, моего маловерия, а потому моего оскудения духовного. Я, оказывается, НЕ ХОЧУ стать "нищим духом". У меня ЕСТЬ хорошее, заслуги там всякие... Милые Вы мои братья! Так мы пригреваем змею на сердце. Эту гадюку, высасывающую всю радость о Господе, надо как-то стряхнуть с себя. Но как, ведь саможаление буквально срослось с самыми глубокими проявлениями моей жизни? Это операцию незаметно совершит Сам Христос, если я искренно попрошу Его. Понимаете, не умом попрошу, не от гордости, чтобы стать совершенным... А возопию от боли, видя, как я повседневно предаю Его святой образ любви, во всем. Что Он ждёт меня на свою ниву, а я как жирная свинья боюсь отойти от корыта своих ЗАСЛУЖЕННЫХ невинных благ. Так почему же я не кричу?..

2021 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>