Проповеди, публиковавшиеся на сайте ранее



Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>  


Из проповеди о. настоятеля на чтение о богатом знатоке Закона

28 января мы совершали чтение 30-й недели по Пятидесятнице, где речь шла о беседе Господа с "законником" - богатым человеком, который старательно исполнял Закон Моисеев "от юности своея". Владыка Антоний Сурожский обращает внимание на то, что этот разговор, переданный св. евангелистом Лукой, помещён им сразу же после рассказа об отношении Господа к детям, когда все услышали Его слова: "Кто не примет Царство Божие как дитя, тот не войдёт в него". Казалось бы - всё ясно, и вот тут и подходит ко Господу знаток Закона: "что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную"? "Это есть, - продолжает Владыка, - вопрос нашей праздности, самости, вопрос лукавый, потому что только что было сказано, определено главно условие вхождения в Царство Бога, - царство милости и любви. Как дети входят в это царство не по расчёту - они слишком слабы - но по милости и любви, которую они ищут от родителей, от всех взрослых, - так подобает и нам входить в это Царствие, не рассчитывая ни на какие заслуги!" В ответ законнику Господь перечисляет Заповеди (обратите внимание, 5 из 10 Моисеевых, относящихся к людям), на что тот с достоинством возражает: "всё это я исполнил с самых юных дней. Чего же мне не достаёт?" Ответ Господа начинается с важных слов: "Ещё одного тебе не достаёт.." А евангелист Марк так передаёт эти слова Христа из той беседы: "Если хочешь совершен быти..." Это ведь и есть слова, сказанные для нас с Вами.

     Вспомним, дорогие, что в другом месте Спаситель говорит св.апостолам: "Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев..." Их праведность был праведностью действий, т.е. проявления людей в социуме. В наше лукавое время мы и до неё не достигаем. Мы сидим по домам на пенсии, жалеем себя, стареющих, и нам дела нет, что вокруг нас происходит, сколько людей мучаются и гибнут от бессмысленности, беспомощности, отчаяния. Лишь бы наших детей не касалось! А всё равно коснётся рано или поздно, как уже коснулось, например, тех, кто живёт в Белгородской области. Потому - что зло имеет характер прогрессии: маленькое безразличие в нас, большее равнодушие ко злу - в детях, оно осмелеет, поднимет голову. А внуков просто поглотит, если не спасёт их сила Божия и наша отчаянная молитва. ОБратим внимание, какую заповедь из 6, обращённых к людям, Господь не назвал? - "Не пожелай..."  Ибо эта заповедь уже касается сердца человеческого. Там самым Спаситель показывает, что вопрошающий ограничил себя ВНЕШНИМ служением Богу, и это почитает достаточным. Откуда же такой вопрос возник? Видимо, совесть укоряла человека, дух Божий в нём был жив. Он не успокоился на внешнем, а догадался спросить про то, "чего не достаёт..." Вот это чувство и есть КОРЕНЬ нашего спасения. Пока не почувствуем, что нам самого главного и не достаёт, до тех пор будем считать себя богатыми, "имеющими" и самодовольно "хрюкать": "Я во всём хорош, батюшка, мне вот только не хватает внимания на правиле не отвлекаться, а так я и посты держу, и правило. И на Крещение купался..."

       Итак, хотим ли мы "совершенными быти"? Умеем ли мы преодолевать свою самость, самодовольство, и открывать сердце жажде совершенства, неограниченного? Чаще всего нет, потому что ТАК ЖИТЬ ТРУДНО. А мы хотим спокойствия и довольства. Вместо того, чтобы прийти к отцу духовному и сказать: "Чем я могу в моём положении Церкви как Самому Господу послужить?" - мы даже на просьбы священника отнекиваемся, откладываем - мы же так заняты! Мы не раздаём своё имение, нет, как же, оно ведь  - наше! Не претендуйте на моё время, я САМ распоряжусь им. Захочу - дам милостыню... когда-нибудь... И не думаем, мы, несчастные, о том, сколько раз в жизни мы прошли мимо обращающегося к нам Христа; что неминуемо услышим мы Его печальные слова: "Я жаждал, а вы не напоили меня, наг был, - и не одели меня, болен был - и не посетили меня..." Сколько рубашек и свитеров лежит у нас в шкафу? Сколько вечеров мы потратили на пребывание в Рунете? И сколько людей остались в больницах умирать без всякого слова утешения...

 

2024 г.



6 февраля - память св. блаженной Ксении Петербургской

На прошлой седмице мы во вторник 6 февраля отмечали память святой блаженной Ксении Петербургской. Служили ей акафист, житие прочитали. Кстати, она участвовала в строительстве каменной церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, кирпичики по ночам на колокольню для каменщиков поднимала. Между прочим, дневную норму для двух мужиков. Вот какие силы Господь давал слабой пожилой женщине! Она - образец редкого типа святости, юродства. Лжеюродивых на Руси было много, а вот подлинных - единицы. На наших землях - блаженный Симон Юрьевецкий, старинный святой, и ему подражавший в революционное время - блаж. Алексий Елнатский. 

 

2024 г.



С праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа!
Дорогие братья и сестры! В день Сретения Господня мы вспоминаем ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ назначения Иерусалимского храма. Он был поставлен входом на Восток, чтобы в него вошёл Мессия. И вот, на 40-й день после Рождества, Богомладенец был принесён в храм, который для Него и был ПРЕДНАЗНАЧЕН. Только осознали этот момент всего несколько верных Богу человек, прежде всего, праведный старец Симеон, получивший с тех пор второе имя - Богоприимец, и святая пророчица Анна, дочь Фануилова. На праздничной Литургии мы зачитали праздничную проповедь архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Свято-Данилова монастыря в Москве. Он говорил о том, что главным измерением жизни каждого христианина являются его живые отношения с Богом. У каждого должна произойти Встреча со Христом, и очень важно, чтобы это было не чем-то разовым, а стало нашим способом жизни. У него был приведён замечательный пример из жития Владыки Нестора Камчатского, как у него при освящении храма уверовала во Христа корякская "царица", в простоте своего сердца увидевшая Распятие не как изображение, а как Реальность. Вот также важно, чтобы и наше общение с Богом было не чем-то символичным, отвлечённым, а живым чувством ЕГо близости и нашего при этом недостоинства.

Поздравляем всех с двунадесятым праздником Богоявления!!!

Стихия праздника Феофании (так в древности называлось единое празднество Явления Бога-Слова - Рождества и Богоявления) - это, конечно, стихия Света. Свет струится всюду - в морозных лучах январского солнца, искристого снега и льда, белых богослужебных облачений, журчащей и сверкающей воды... И даже в древнем кратком кондаке Богоявления мы слово "свет" повторяем дважды: "Ты ныне явился вселенной (т.е., всему человечеству), и Свет Твой, Господи, проявляется (или же отмечает себя) на нас, в разумении (т.е. открывшемся Богопознании) воспевающих Тебя: "пришел и стал всем явным, Свет Неприступный". Скрытая словно тугая пружина радость феофанического празднования состоит в том, что нам теперь стал доступным тот Свет, который совсем недавно был "неприступен". В богословском понимании это определение гораздо категоричнее, чем в обыденном языке, когда мы можем сказать "неприступная гора", "неприступная крепость". Суворов ведь брал с "братишками" неприступные крепости. А вот неприступность Божества раскрыта была ветхозаветным запретом пророку Моисею: "Не может человек увидеть Лице Мое и остаться жив".  Благодаря Боговоплощению, особой Милости Бога-Творца, благодаря особому подвигу веры Девы Марии и Её святых родителей стало возможным изменение к лучшему этой аксиомы - человек стал СПОСОБЕН общаться с Богом. По факту общаться может не каждый, но только тот, кто приготовил свое сердце для этого общения. Но подготовить может КАЖДЫЙ, кто истинно верует!

В этом общении нам открывается ПОЛНОТА Божественной любви, Его милости, Его кротости, Его доверия к нам, созданным по подобию Его, и значение царственной нашей свободы. И каждого, кто вник в это явление Божественного Откровения, Просвещения нашего Светом Богопознания - каждого переполняет радость об открывшемся Божием Свете Любви!

2024 г.



24 декабря - память святых праотцев.

                В этот день мы вспоминаем всех людей, праотцев, пророков, святых и не святых, Рождеству Христову послуживших. В воскресение святиых праотцев всегда читается евангельское зачало с притчей Господа о званных на пир. Мы послушали проповедь на это чтение Владыки Антония Сурожского, в которой он замечательно обращает внимание на смысл трёх отказов друзей, званных на пир Господина: один купил поле - говорит о своём пристрастии к земле; другой - пять пар волов, их испытание - это работа среди людей, ради ли славы или самореализации... Наконец, тот, кто "жену поял" - отказывается от приглашения Господина ради земной любви. К нему относятся слова Господа, "кто возлюбил отца или матерь больше Меня, не достоин Меня". Бог не потому отказывает им навсегда в участии в Его трапезе, что они недостойны Его, нет, мудро говорит Владыка, они сами не посчитали Бога достойным их любви и благодарности. Вот что ужасно - неблагодарность тех, кто меняет Бога на землю. "Ты, мол, подожди, пока мы насладимся всем земным, пока не отдадим ей все силы. ПОтом, может быть, к Тебе обратимся". Но потом уже будет поздно, земля возьмёт своё, "земля еси, и в землю отыдеши". Не дай Бог нам вот так мелочно разменяться!

            А в следующее воскресенье мы уже вспоминаем святых отцов, в т.ч. св.пророка Даниила и его троих учеников, тех юношей, кто не устрашились приказа царя Навуходоносора и отказались почтить истукана - они были ввергнуты в печь, и от страшного пламени и жара их спас "некто четвёртый", Которого увидел сам царь, заглянув в печь. По преданию св. Церкви, это была Сама Премудрость Божия, пришедшая в мир спасти верных Богу молодых людей до Своего Воплощения. Поэтому явление Ангела в печи Вавилонской и читается во святой Сочельник среди Паримий Рождества.

2024 г.



19 ноября отметили 27-ю годовщину Явления в Юже бронзовой иконы Неопалимой

         19 ноября мы совершили особый престольный праздник нашего Неопалимовского придела - день Явления в Юже Матери Божией. По благословению Приснопамятного Владыки Амвросия этот придел был сооружён в 2004 году на северной стороне трапезной части нашего Свято-Смоленского храма (как потом узнали, там в 1898 г. был устроен придел св. муч. Леонида, разрушенный потом вместе со всем храмом). Теперь именно в нём на аналое посреди храма покоится наша святыня, свидетельствущая о возвращении милости Бога и Девы Марии нашей грешной Юже - ковчег с сосновым поленом. На нём отпечаталась лицевая сторона той самой бронзовой иконы, о сохранении которой позаботилась Сама Пресвятая Богородица, явившись в пламени печи р.Б. Георгию Кошелеву в 1996 году. Мы ведь не сохранили великую святыню - бронзовую икону Одигитрии, которая явилась в древние времена на опушке леса у села Южа-Никольское и в честь которой наш храм вместо Никольского стал именоваться (после его возобновления в камне) Смоленским. Она пропала в начале 40-х годов после закрытия храма. Может быть, Нина Петровна Никольская (+1972) и могла бы рассказать, кто и как забрал эту святыню, но её родственник, В.А.Рузгис уже ничего не знал об этом.

         И вот Матерь Божия вернула нам святыню, явившись в огне печи. Чудом, благодаря Её появлению, не расплавилась новая бронзовая икона, тоже Одигитрии, но уже в виде Неопалимой Купины. И не только вернула икону, но и помогла отпечаток её найти, вразумив р.Б. Евдокию, во свидетельство истинности Своей милости. А чтобы мы не сомневались в смысле происходящего - ещё и знамение особое нам подала. Когда мы в 2003 году 20-километровым крестным ходом встречали возвращавшийся в Южу явленный образ (ведь сама икона была отправлена в Юрьев монастырь, оттуда пропала, но там успели сделать с неё фото, и потом с него сделали икону для нас) - три чисто белых голубка сопровождали наш крестный ход, от места Явления до моста в Старой Юже.           

2023 г.



Слово на евангельское чтение 22 недели, 5 ноября н/ст (притча Господа о богатом и Лазаре)

            Притча Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре - исключительно важная. Она посвящена тайне загробной жизни и Его личного суда над человеческой душой (ключевая в раскрытии нашей посмертной участи). Важно понимать, что это именно притча, то есть за внешними образами-символами нам даётся прикровенная духовная реальность. Ошибкой будут оба крайних толкования - как буквальное (народно-примитивные представления о котлах в аду и разделяющей праведников и  грешных реке), так и чисто абстрактно-переносное (подобное толкованию сектантов-адвентистов, что речь, мол, идёт не о загробной участи, а о самоутверждении богатых самонадеянием людей). Есть даже политическое толкование - что притча составлена представителями бедных классов, утешая их в социальном унижении, и что она даёт им надежду на восстановлении справедливости, но не здесь, а в иллюзорном будущем. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя эту притчу, тонко замечает, что никто ещё не погиб только из-за богатства или не спасся только бедностью, потому что и в бедности можно озлобиться и не жалеть себе подобных страдальцев. Мы, по его слову, все одновременно и бедны, и богаты, и так важно, чтобы наши нужды учили нас видеть нужды тех, кто рядом с нами, а наши радости не застилали нам глаза. Это, так сказать, моральная сторона притчи.

            Но для нас важнее всего онтология (то есть план реального духовного бытия) представленной Создателем картины. "Лоно Авраамово", на которое отнесена душа Лазаря после страдальческой кончины - это, по согласному учению святых отцов, ещё не Рай, а только "место" временного упокоения праведных душ в их ожидании Пришествия Спасителя. В богословии есть такой раздел - сотериология, учение о спасении, и вот главным постулатом христианской веры в этом плане есть Искупительная жертва Господа, которую Он принёс Своим добровольным распятием на Кресте. Только после неё отошёл от дерева жизни приставленный к нему ангел с огненным мечом - то есть открылась возможность вечной жизни в Боге, в богообщении. До Его смерти и воскресения Рая как такового не было, но уже есть разделение загробной участи. Словами Господа нам открыто, что в адской части загробного мира души попавших туда людей испытывают великое страдание, в особенности, когда видят возможную свою благую участь, будь они в земной жизни мудрее. Удивительны слова Господа из притчи, когда он передаёт разговор праведного Авраама с этим грешным богачём: просьба "прохладить язык" и свидетельство невозможности этого. Нам открыто этим, что адская мука имеет "внутренний источник", почему и не может быть прекращена внешним образом. Разделяющая обе части загробного мира река - это необратимость времени, невозможность что-то изменить, когда время земного испытания и созревания ушло. Сам факт диалога грешника и прав. Авраама свидетельствует важную истину разумности и самостоятельности души в том мире, а также его открытость для общения со святыми. 

            Важным моментом притчи является забота богача о своих оставшихся в земном мире братьях. То есть души сохраняют память обо всём, происходившем в земной жизни и, главное, свои земные привязанности. Этим и объясняется ужас мытарств - испытания души на привязанности, неизжитые страсти. Ими, как верёвками или даже цепями, тёмные силы удерживают души от восхождения к Богу, к Богообщению. В данном случае любовь богача к братьям богоугодна, поэтому он получает от Авраама ответ на свою озабоченность: пусть внимательно отнесутся к Моисееву писанию (Пятокнижию), где ясно изложено, как избавиться от грядущих мук. Ответ богача тривиален: не будут они вникать в Писания, но вот если кто поразит их души неожиданным чудом (кто-то из мёртвых оживёт и скажет, возможно, он имел ввиду самого себя, чтобы его "отпустили" хоть на несколько минут сказать), тогда послушают. Ответ праведного Авраама звучит как приговор Самого Господа Христа всему современному миру: "даже если кто из мёртвых воскреснет, всё равно не послушают". Две тысячи лет прошло со Дня Воскресения Христова, когда и апостолы с их писаниями, и святые (нетлением своих мощей и скорой помощью по молитвам), и сама Плащаница свидетельствуют вселенной об Истине - подавляющее большинство людей продолжают так жить, будто всего этого не было.

            Отсюда нам становится понятнее влияние наших предков на нашу жизнь - чем праведнее была их жизнь, чем ближе они были к Богу и твёрже в любви, тем больше они могут помогать нам, барахтающимся в мутном потоке полярных духовных влияний, и направлять наши жизни к спасительным обстоятельствам, когда для нас хоть что-то проясняется и мы приобретаем возможность духовно правильных решений. Мы можем добавить к мудрым словам батюшки Серафима "спасись сам, и вокруг Тебя спасутся тысячи" - "и многие твои потомки также". Как нам открыто, за праведность благословляются потомки до седьмого колена включительно, правнуки правнуков. И это тоже один из сильнейших мотивов для нас к тому, чтобы не откладывать дела богоугодного изменения своей жизни на потом, но сегодня же взяться серьёзно за молитву и самый тяжёлый труд над собственным сердцем.

2023 г.




Страницы:     1 | 2 | 3 | 4 |   Дальше >>